88 УДК 373.24 ББК 74.102.4 ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ ГСНТИ 14.23.09 Код ВАК 13.00.02 Святцева Анастасия Вячеславовна, ассистент кафедры эстетического воспитания, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: anastassfly@mail.ru. <...> Шухардина Светлана Борисовна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры эстетического воспитания, Институт педагогики и психологии детства, Уральский государственный педагогический университет; 620017, г. Екатеринбург, пр-т Космонавтов, 26; e-mail: shuhardsb52@mail.ru. <...> РАЗВИТИЕ ИНИЦИАТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: инициатива, инициативность, инициативная личность, самостоятельность, трудовая деятельность детей. <...> Современные требования последних нормативных документов определяют развитие инициативности у детей как приоритетную задачу дошкольного образования. <...> В исследованиях развития личности инициативу детей рассматривают как врожденное качество, данное природой, которое развивается в специально созданных условиях. <...> Исследования психологов показывают, что для проявления инициативы ребенку необходимо: понять сложившуюся обстановку в которой приходится действовать самому, правильно в ней ориентироваться и уметь оценивать; придумать, что надо сделать для того, чтобы наилучшим образом добиться поставленной цели, то есть разработать план действий; решиться на самостоятельное действие, на то, чтобы выполнить его и взять на себя ответственность за предпринимаемые действия. <...> В то же время проблема активного участия ребенка в различных видах деятельности исследована пока недостаточно, малоизученными остаются вопросы организации самостоятельной деятельности детей, критерии развития инициативности в детских видах деятельности. <...> Эти компоненты – мотивационный, когнитивный, поведенческий, рефлексивный – с учетом возрастной специфики могут быть положены в основу исследования <...>