ДАИХКС и п. м. х о л и н ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО ПО ЗАГОТОВКЕ СОСНОВОГО А В И А Ц И О Н Н О Г О Л Е С А СИ СОПУТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИИ г, приложений» таблиц по обмеру кубатуры авиалесоматериалов и авиабрака пол редакцией и с предисловий* С Я Л а л и р о в а - Ск о б л о с 20 ч е р т е ж а м и н 8 слетами в тексте 1 9 ■ ' - . <...> Настоящий сборник имеет своей целью восполнить этот пробел и ознакомить лесных работников с техническими условиями и практическими приемами всего цикла работ по заготовке авиационного леса, начиная с обследования массивов и кончая транспортированием принятого авиапиломатериала. <...> Попутно затронуты вопросы наиболее целесообразного использования авиабрака и авиационных отходов. <...> Кроме специатьных таблиц обмера авиалафета и авиабрусков, в сборнике, в целях удобства пользования им, помещены и прочие таблицы, необходимые вообще при лесозаготовках. <...> В насаждениях перечисленных типов авиационные деревья встречаются группами и в одиночку, достигая пногда до 15 штук на гектар. <...> Единично авиационные деревья могут встречаться и в других тинах насаждении. <...> Никогда авиационные деревья не встречаются на оолот&х 11 нм. ^озвыщиниых У с почвенным покровом из белых мтв н вереска. <...> От 40 сантиметров и выше с корой на высоте груди, с таким расчетом, чтобы о-тнметровый комлевой авиационный кряж в верхнем отрезе без коры был не ниже 31 — 33 сантиметров. <...> Если по окружающим условиям произрастания дерева можно вывести заключение о раннем очищении дерева от сучьев, благодаря росту его до 60-тилетнего возраста в полных насаждениях при наличии подрссга, требования к длине ствола авиационного дерева, очищенного от заросших и явных сучьев, могут быть снижены до 9 — 10 метров. <...> S 3 73—115 —73 —S3 Из полученных от распиловки середовых необрезных досок (лафетов) следует вырезать от вершинной части три метровых отрезка, из кромок которых выколоть бруски шириной равной толщине лафета и толщиною — 90 — 100 — п о миллиметров, в зависимости <...>
Практическое_руководство_по_заготовке_соснового_авиационного_леса_и_сопутствующей_продукции.pdf
т. И. ДАИХКС и п. м. х о л и н
ПРАКТИЧЕСКОЕ РУКОВОДСТВО
ПО ЗАГОТОВКЕ СОСНОВОГО
А В И А Ц И О Н Н О Г О
Л Е С А
СИ СОПУТСТВУЮЩЕЙ ПРОДУКЦИИ
г, приложений» таблиц по обмеру кубатуры
авиалесоматериалов и авиабрака
пол редакцией и с предисловий*
С Я Л а л и р о в а - Ск о б л о
с 20 ч е р т е ж а м и
н 8 слетами в тексте
1
9
■ ' - .3
„С Е Л Ь X О 3 Г И 3“
, 9
Государственное сельскохозяйственное издательство
Я о с к в а
Ленингр а д ,,
Стр.1
П Р Е Д И С Л О В И Е
В последние годы наблюдаете* рост спроса
на высокосортную сосну со стороны вашей промышленности,
в том числе авиационной, судо- и
понтонно строительной.
Между тем, запасы этой сосны чрезвычайно
ограничены; она, как правило, встречается лишь
вкрапленной отдельными экземплярами или небольшими
группами в составе сосновых и смешанных
насаждений.
При заготовке высокосортной сосны приходится
выявлять и отбирать отдельные хлысты на
всей территории тех насаждений, где почвенные
я иные условия произрастания дают основание
предполагать наличие подобной сосны.
Самая разработка высококачественной сосны
в виду ограниченности ее запасов должна производиться
особо рационально. Здесь ни в коем
случав не должно иметь места неполное использование
хлыста- явление, к сожалению, вкоренившееся
в обычай наших лесозаготовителей и
ведущее к уменьшению товарности выхода материалов
и к увеличению себестоимости продукции.
Из высокосортного хлыста необходимо извлеТма.
ДСПО. Л гм я гри , Левгтую» u t f- , **• Эмк М Щ
Гдавдят М А « 07*.
Тарах « ООО.
кать все сто процентов его полезного качества.
з
Стр.2
Ов должен бить, прежде всего, наиболее полно
использован для нужд авиа-судо и понтонностроения.
Та же часть хлыста, которая не отвечает
этим ну ждан, должна быть разработана в качестве
сопутствующей продукции дтя потребностей
машиностроения и мебельного производства.
Несмотря на всю сложность и техническую
тонкость работ по заготовке соснового авиационного
леса, мы не имеем в специальной
литературе практического руководства в этой
области.
Настоящий сборник имеет своей целью восполнить
этот пробел и ознакомить лесных работников
с техническими условиями и практическими приемами
всего цикла работ по заготовке авиационного
леса, начиная с обследования массивов и
кончая транспортированием принятого авиапиломатериала.
Попутно затронуты вопросы наиболее
целесообразного использования авиабрака и авиационных
отходов.
Хотя в сборнике указания даны применительно
к заготовке аталесо.штери<1ловп но совпадение
в основном технических условий на сосновую древесину,
применяемую в авио-судо и понтонностроении,
делает сборник полезным руководством
по заготовке сосны для всех этих отраслей промышленности.
Составители
сборника М. И. Дайхес я П. М.
Холив, кроме собственного лесозаготовительного
опыта, использовали н тот опыт, который накоплен
Лесзагом УЛ'а Наркомаема РСФСР в его по*
вседневной
деятельности по обслуживанию специальных
лесозаготовок, в частности деятельную
помощь составителям оказывали сотрудники Лесзага
Г. Б .'Бйзеровский и В. Л. Кац. Часть
материатов, касающихся основных технических
условий, взята составителями из официальных
документов учреждений — заказчиков лесоматериалов.
Кроме
специатьных таблиц обмера авиалафета
и авиабрусков, в сборнике, в целях удобства пользования
им, помещены и прочие таблицы, необходимые
вообще при лесозаготовках.
Мы надеемся, что настоящий сборник явится
ценным практическим руководством для значительного
кадра лиц, аанятых разработкой высокосортной
сосны для нужд специального назначения.
С.
Я. Лапиров-Схоб.ю.
Стр.3
О Г Л А В Л Е Н И Е
err.
Предисловие...........................................................................
Выявление, отбор и клеймение соснового леса,
,
употребляемого для самолетостроения
(авиалес) ....................................................................
Предварительные оргавизацменные мероприятия,
необходимые для проведения авиалесозаготовок...............................................................................
Валка,
раскряжевка, вывозка и распиловка сосновою
авиационного л е с а ............................................
Заготовка сопутствующей авиазаготовкам лесопродукции
(авиационные отходы) ...............................
Комбинированная заготовка легоматерналов для
нужд авиа- и поатоностроевия.............................
Хранение я транспортирование авиационного леса.
Сортировка, сдача и отгрувка авиапиломатериалов
(авиалафета н авиабруска)......................................
Технические условия (временная инструкция) на
отбор, приемку, храненне и транспортирование
соснового а в и а л е с а ........................................
Технические условия (инструкция) в а сосновый
лес, отбираемый из ш э я а а для целей
а в я а с т р о е в и я ...............................
.
.
.
.
Технические условия на лесоматериалы, уиВхребляемые
в понтоп ост роевни. . . 5 Д .
. .
. .
. .
Технические условия на лесоматериалы, g rпотребляемые
в судостроения, .
Объем бревен в куб. м и р а х .
99
101
124
Таблицы в кубических метрах для. вычисления
объема авиационных пиломатериалов
(авиалафета Ц авиабруска) н аввЯбрака 136—567
ч i . . . 569—572
Старые русские и метрические меры (линейные,
квадратные н к у б н ч а ен м е ) - . . .........................5 7 3 -5 7 9
74
83
89
23
32
61
67
3
<;
Стр.290