Г. Г. Гранатов DOI: 10.15372/PHE20160118 УДК 378+37.0+004 КОНЦЕПЦИЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНОСТИ ПРИ ПРОГРАММИРОВАНИИ ПРОБЛЕМНО-РАЗВИВАЮЩЕГО КОНТРОЛЯ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ У СТУДЕНТОВ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ Г. Г. <...> Гранатов (Магнитогорск) Автор статьи отмечает, что в настоящее время в связи с внедрением дистанционного образования в отечественные вузы возникла необходимость повсеместного использования оперативного стандартизированного тестирования. <...> Тесты наряду с достоинствами (оценка эрудиции, способности актуализировать знания, тренировка механической памяти и т. д.) имеют существенные недостатки: формальные и не всегда информационно-сущностные и значимые вопросы или задания и формализованные варианты ответов, которые не затрагивают сути вопроса (задания), слабо связываются с его содержанием и лишь отражают формальную его сторону. <...> Кроме того, главной опасностью применения подобных вариантов автор считает «угадывание» правильных ответов или их выбор методом исключения абсурдных или случайных вариантов. <...> Эти тесты не нацелены на развитие познавательных умений учащихся и на одновременную взаимодополняющую реализацию поэлементного и пооперационного анализа и контроля знаний и умений, умножающую его дидактические функции. <...> По мнению автора, правильное сочетание вопросов и вариантов ответов на них, выходящих за пределы темы (в том числе вопросов прикладного характера), позволяет с помощью программированных упражнений сделать содержание контрольных тестов отвечающим задачам развития мышления. <...> Программированные варианты ответов – это система «опорных точек», которые намечаются при составлении задания и через которые движется мысль студента. <...> Программированные варианты ответов определяют границы области мыслительных действий, указывают на объекты или определенные стороны одного и того же объекта, на которых должна быть сосредоточена мысль, задают направленность и последовательность <...>