ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Социально-педагогическая защита прав детей в России1 М.М.Плоткин Аннотация. <...> В статье характеризуются теоретико-методические проблемы становления и развития социально-педагогической защиты прав детей в России как наиболее уязвимой категории населения, нуждающейся в особой защите, социально-педагогической и правовой поддержке. <...> Социально-педагогическая защита прав детей рассмотрена в контексте системы как целостного образования, имеющего сложную структуру, элементы которой находятся в тесных взаимозависимостях и причинно-следственных связях. <...> Социальность государства, семья, девиантные и деликвентные дети, права детей, социальная защита прав детей, правонарушения несовершеннолетних, фактор возраста, кризис возраста, взаимодействие институтов гражданского общества. <...> Исследования показывают, что большинство несовершеннолетних правонарушителей принадлежат к одной страте: они из неполных семей, их родители — часто безработные или находятся в местах заключения. <...> Таким детям семья уделяет крайне мало внимания, а школа не готова к работе с ними — они вне сферы интересов и поддержки образовательных учреждений и общественности. <...> Анализ практики свидетельствует, что для многих несовершеннолетних даже незначительный 1 Работа выполнена при поддержке РГНФ, проект № 14-06-00029. повод может вызвать «выпадение» из нормы. <...> В этом контексте феномен детства представляется сложным социокультурным явлением, предполагающим организационно-педагогическое усиление социальной защиты прав детей: эффективную профилактику правонарушений несовершеннолетних; переориентацию социальных служб на создание комплекса мер социально-педагогического, медикопедагогического характера, направленных на оздоровление среды, на раннее выявление семейного и детского неблагополучия, коррекцию поведения несовершеннолетних правонарушителей, оздоровление ближайшего окружения детей <...>