42 ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Образовательная технология как система «задачных» способов обучения Б.С.Дыханова Аннотация. <...> Публикация посвящена острым проблемам современного школьного литературного образования, парадоксальным образом способствующего механистическому восприятию художественного текста. <...> По-своему отвечая на извечный «русский вопрос» — что делать? — автор предлагает использовать системный метод овладения эстетической информативностью произведения, основу которого составляет эвристический диалог. <...> Преподавание гуманитарных наук в школе и в настоящее время опирается не на интеллектуальный поиск, а на репродуктивные способы овладения учебным материалом — усвоение «готовой» информации, которую следует запомнить и воспроизвести. <...> Все программы сегодня построены таким образом, что нарушается единство и логика историко-литературного процесса: соединенные воедино художественные тексты из разных эпох лишаются необходимого контекста, а следовательно, и естественных связей в системе целого. <...> Теория литературы становится либо простым «привеском» к художественному произведению (у Т.М.Курдюмовой, И.Г.Беленького и Ю.С.Лыссого), либо обретает самодовлеющее значение (у А.К.Кутузова). <...> Учебные программы по литературе, которыми руководствуется словесник, не предусматривают «медленное» (филологическое) чтение и не ставят задачу творческого овладения искусством размышления «над вымыслом». <...> Все характеристики литературных фактов (образы героев, стилистика, композиция, особенности жанровой структуры и т.п.), в сущности, воспринимаются как нечто отдельное, не связанное между собой, а само художественное творение не становится первоисточником знания об авторе, его мироотношении и открытиях, благодаря которым он именуется классиком. <...> При этом проблема мотивации к обучению у самих обучаемых если и ставится, то ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ решается весьма формально — в аспекте <...>