НАУЧНЫЕ СООБЩЕНИЯ От классической к постклассической парадигме высшего образования Е.В.Неборский Аннотация. <...> В статье рассматривается проблема трансформации системы высшего образования за рубежом в ХХ в. <...> Раскрывается причина трансформационных изменений, выстраивается парадигмальная модель в рамках теории Тоффлера, описывающая цель, принципы и особенности конструирования образовательного процесса в университетах за рубежом. <...> Высшее образование за рубежом, университет, классическая и постклассическая парадигма, социальный заказ. <...> Образование на протяжении существования человеческого общества выступало не только как механизм накопления опыта, но и как механизм контроля и социально-экономического воспроизводства. <...> Оно, как и всякий искусственно созданный институт, являлось источником «навязывания» индивиду коллективного мышления; выступало инструментом контроля социальной элиты над обществом [1]. <...> Образование позволяло воспроизводить знаниевый компонент, передавать опыт социальных отношений, культуры, норм и ценностей, формировать мировоззрение подрастающего поколения. <...> Безусловно, речь не идет об исследовательских проектах в привычном смысле этого слова, поскольку большая часть первых исследований сводилась к синтезу богословия и философии. <...> Тем не менее уже тогда такая школа считалась повышенной ступенью образования, и каждый учащийся в идеале должен был разработать собственный проект, даже если это была просто интерпретация канонического текста либо его перевод на один из языков других народов. <...> В широком смысле эта ступень образования отвечала за воспроизводство общества посредством новых знаний и достижений, чем в узком смысле занимается современная наука. <...> Не важно, будь то распространение религии, формирование ценностных ориентиров социума или что-либо иное. <...> В контексте всех современных споров о роли и миссии университета безусловно одно: его цель — воспроизводить <...>