Классификация электронного банкинга по технологиям предоставления услуг . <...> Мобильный банк: теоретические возможности и практическая необходимость . <...> Дистанционное предоставление финансовых услуг небанковскими организациями . <...> Электронные деньги в российской платежной системе . <...> Отсутствие устоявшихся подходов к применению электронного банкинга . <...> Отсутствие рекомендаций по применению электронного банкинга . <...> Источники банковских рисков, связанные с зоной клиента . <...> Подходы к парированию влияния источников банковских рисков . <...> . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313 Введение •7 ВВЕДЕНИЕ Современный этап развития банковской деятельности в России, а это последние 10—12 лет, и в особенности начало XXI в., отмечен лавинообразным распространением технологий дистанционного банковского обслуживания (ДБО), объединяемых также понятием «электронный банкинг». <...> Существует уже десятка полтора основных вариантов ДБО на основе различных телекоммуникационных систем или информационно-телекоммуникационных сетей, если использовать терминологию Федерального закона от 27 июля 2006 г. № 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации», начиная с многофункциональных банкоматов и POS-терминалов и заканчивая интернетбанкингом и технологиями мобильного банкинга, использующими беспроводной доступ к Всемирной сети посредством WAP-, SMS-, GPRS-, Wi-Fi- и т.п. «банкинга» 1. <...> WiFi (Wireless Fidelity) — обозначение некоторых типов беспроводных локальных вычислительных сетей (WLAN), в которых используются спецификации семейства 802.11. и способы информационного взаимодействия кредитных организаций с их клиентами в процессе банковского обслуживания наряду с новыми условиями, в которых это взаимодействие реализуется, стали спецификой ДБО. <...> Поэтому при использовании технологий электронного банкинга в кредитных организациях, а особенно — банковских, целесообразно пересматривать внутрибанковские процессы с тем, чтобы управление <...>
Дистанционное_банковское_обслуживание.pdf
УДК 336.71
ББК 65.262.1
Д48
Рецензенты:
???
Пухова
Д48
ров. — М. : КНОРУС, 2010.— с.
????
ISBN 978-5-406-00350-3
ров. — М. : КНОРУС : ЦИПСиР, 2010. — 328 с.
ISBN 978‑5‑406‑00350‑3
Дистанционное банковское обслуживание / кол. автоДистанционное
банковское обслуживание / кол. автоУДК
336.71
ББК 65.262.1
УДК 336.71
ББК 65.262.1
СОДЕРЖАНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 6
1. Классификация технологий дистанционного
банковского обслуживания. . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.1. Классификация электронного банкинга по технологиям
предоставления услуг . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 15
1.2. Анализ применения технологий дистанционного
банковского обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 24
2. Дистанционное предоставление банковских услуг . . 27
2.1. Интернет-банк. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 27
2.2. Мобильный банк: теоретические возможности
и практическая необходимость . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 41
2.3. Мобильный банкинг — банковская практика . . . . . . . . . . . 48
3. Проблемы конкуренции на рынке банковской
розницы . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 59
ДИСТАНЦИОННОЕ БАНКОВСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ
Санитарно-эпидемиологическое заключение
№ 77.99.60.953.Д.003365.04.09 от 01.04.2009 г.
Изд. № 2418. Подписано в печать 31.12.2009. Формат 60×90/16.
Гарнитура «PetersburgC». Печать офсетная.
Усл. печ. л. 20,5. Уч.изд. л. 16,5. Тираж 2000 экз. Заказ № .
ООО "Центр Исследований Платежных Сисием и Расчетов"
http://www.paysyscenter.ru E-mail: info@paysyscenter.ru
ООО «Издательство КноРус».
129110, Москва, ул. Большая Переяславская, 46, стр. 7.
Тел.: (495) 6807254, 6800671, 6801278.
Email: office@knorus.ru http://www.knorus.ru
Отпечатано с готовых файлов заказчика
в ОАО «ИПК «Ульяновский Дом печати».
432980, г. Ульяновск, ул. Гончарова, 14.
3.1. Технологические решения проблем конкуренции . . . . . . . . 62
3.2. Возможности дистанционного банковского обслуживания . . 64
3.3. Практическое применение дистанционного банковского
обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 70
4. Дистанционное предоставление финансовых услуг
небанковскими организациями . . . . . . . . . . . . . . . 72
4.1. Электронные деньги в российской платежной системе . . . . . 72
4.2. Системы интернет-платежей (электронные деньги) . . . . . . . 85
5. Системные факторы банковских рисков . . . . . . . . .137
5.1. Новизна технологий электронного банкинга . . . . . . . . . . .138
5.2. Недостаточное развитие законодательной базы
электронных финансов . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .140
© ООО "Центр Исследований
Платежных Систем и Расчетов, 2010
ISBN 978‑5‑406‑00350‑3
ISBN 978-5-406-00350-3
© Пухова, 2010
© ЗАО «МЦФЭР», 2010
© ООО «Издательство КноРус», 2010
© ООО «Издательство КноРус», 2010
5.3. Отсутствие подзаконных актов, необходимых
для электронного банкинга. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .144
5.4. Отсутствие устоявшихся подходов к применению
электронного банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .145
Стр.2
4• Содержание
5.5. Недостаточное развитие дистанционного банковского
обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .148
5.6. Недостаточная квалификация руководства кредитных
организаций . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .149
5.7. Нехватка квалифицированных специалистов
электронного банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .151
5.8. Отсутствие рекомендаций по применению электронного
банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .153
5.9. Недостаточная юридическая практика в области
электронного банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .154
5.10. Низкая квалификация клиентов электронного банкинга . . .156
6. Анализ факторов риска, связанных с электронным
банкингом . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .159
6.1. Учет источников рисков в рамках процессного подхода . . . .160
6.2. Источники банковских рисков, связанные с зоной клиента . .164
6.3. Источники банковских рисков в среде взаимодействия . . . .175
6.4. Источники банковских рисков в сетевых структурах . . . . . .182
6.5. Источники банковских рисков за рубежом . . . . . . . . . . . .185
6.6. Подходы к парированию влияния источников банковских
рисков . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .186
7. Особенности корпоративного управления
с применением технологий электронного банкинга . .206
7.1. Проблематика корпоративного управления в условиях
применения электронного банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . .207
7.2. Принципиальная основа надежного корпоративного
управления . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .209
7.3. Практическое содержание корпоративного управления
в условиях электронного банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . . .213
7.4. Неучтенные особенности применения электронного
банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .222
7.5. Факторы, влияющие на продвижение дистанционного
банковского обслуживания . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .223
Содержание •5
8. Краткосрочные перспективы Интернет-банкинга
и специфика клиентской базы . . . . . . . . . . . . . . . .233
8.1. Общие черты рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .233
8.2. Потребительский опыт клиентов . . . . . . . . . . . . . . . . . . .235
8.3. Уровень благосостояния. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
8.4. Демографические факторы и портрет пользователя
интернет-банкинга . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .239
8.5. Перспективы развития рынка . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .247
Приложение 1. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .251
Приложение 2. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .298
Приложение 3. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .313
Стр.3