ВОПРОСЫ ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ Формирование естественнонаучной грамотности учащихся основной школы В.Г.Разумовский Аннотация. <...> В статье раскрываются причины отставания наших школьников в научной грамотности и предлагаются пути повышения качества школьного образования в соответствии с требованиями времени. <...> Научная грамотность, формализм в знаниях учащихся, научный метод познания, мотив изучения науки, ориентировочная основа действий, образование как фактор экономической конкурентоспособности. <...> Оценивая международные исследования PISA (Программа международной оценки достижений школьников), американский журнал «The Physics Teacher» разъясняет: «Исследования профессора Джона Миллера, директора Международного центра научной грамотности Мичиганского государственного университета, показывают, что индустриализованные демократические государства не могут выжить, если их граждане не обладают должным уровнем научной грамотности. <...> Научно безграмотное население в современных условиях — это предписание бедствия… <...> …Научная грамотность населения определяется двумя существенными параметрами. <...> Понимание того, что наука базирует свои заключения на свидетельстве фактов и выяснения причин, а не на эмоции, идеологии, древних текстах, ссылках на авторитеты, религии и суеверии… <...> PISA−2006 конкретизирует понимание «научной грамотности» следующими требованиями к подготовке школьников: – владение научными знаниями и применение этих знаний для распознавания проблем, для научного объяснения явлений и для приобретения новых знаний; – понимание сущности науки как формы человеческого знания и результатов исследования; понимание разницы между результатами научных выводов и чьим-то персональным мнением; – осведомленность о том, как наука и технология создают нашу материальную и культурную среду; – готовность к вступлению в деятельность, связанную с наукой, в качестве сознательных граждан [2, p. <...> Сравнительный <...>