Т.Б. Гребенюк доктор педагогических наук профессор, заведующая кафедрой педагогики и психологии БФУ им. <...> Стародубченко аспирант кафедры теории и методики профессионального образования БГАРФ Памяти профессора Олега Семеновича Гребенюка Рассматриваются проблемы формирования мотивации, исследованные и представленные профессором О.С. Гребенюком в кандидатской и докторской диссертациях. <...> Показано значение научного вклада в развитие педагогики, перспективы использования полученных им результатов в условиях модернизации системы образования Ключевые слова: мотивация; мотивация учения и труда; дидактическая система формирования мотивации учения и труда; принцип мотивации Олег Семенович Гребенюк (1937-2003), которому в этом году исполнилось бы 75 лет, относится к ученым, не только пережившим всевозможные политические катаклизмы и различные реформы в 90-х годах прошлого столетия, но и определившим в этот период новое научное направление в педагогической теории – педагогику индивидуальности. <...> Появлению данной идеи предшествовали научные исследования в области мотивации, которыми О.С. Гребенюк занимался с 1972 г. под руководством профессора В.С. Ильина, Будучи по образованию учителем физики, Олег Семенович несколько лет проработал в школе №1 г. Калининграда, где проявил себя как пытливый и творческий педагог. <...> Научная деятельность О.С. Гребенюка осуществлялась в Волгоградской научно-исследовательской лаборатории НИИ общей педагогики АПН СССР как составляющая коллективного поиска, 106 направляемого методологическими и теоретическими идеями профессора В.С. Ильина. <...> Так, в рамках разрабатываемой теории целостного педагогического процесса, B.C. <...> Ильин организовал изучение познавательной потребности, компонентного состава мотивации, уровней ее развития и ряда других теоретико-методологических характеристик, направленных на обоснование познавательной потребности как качества личности [3]. <...> Результаты <...>