Также я благодарна доктору юридических наук Юлии Сергеевне Харитоновой за идею обратиться к исследованию фирменных наименований, доктору юридических наук Вадиму Анатольевичу Белову за доброе отношение, высказанные сомнения в части пределов использования инструментального подхода в гражданско-правовой науке, помощь в поисках имени для монографии, а также кафедре коммерческого права и основ правоведения Московского университета имени М. В. Ломоносова, и ее заведующей — доктору юридических наук Елене Антоновне Абросимовой за поддержку моих начинаний и помощь в апробации представленных в работе выводов путем включения учебного курса в учебный план магистерской программы. <...> Соотношение фирменного наименования со смежными категориями . <...> Включение в фирменное наименование указания на организационно-правовую форму . <...> Включение в фирменное наименование официального наименования Российская Федерация или Россия . <...> Включение собственного имени физического лица или наименования юридического лица в фирменное наименование . <...> Включение наименования населенного пункта в фирменное наименование . <...> При проведении исследования содержащихся в ЕГРЮЛ фирменных наименований некоторые наиболее употребительные слова встречались десятки, сотни и даже тысячи раз. <...> Этим вопросом занимались в основном ученые, исследующие средства индивидуализации и иные интеллектуальные права, с соответствующим взглядом на проблемы фирмы. <...> В том же ракурсе касаются вопроса фирмы и некоторые другие ученые, в чье поле зрения она попала случайно, в исследованиях, предметом которых являлись доменные имена, товарные знаки и иные средства индивидуализации. <...> Настоящая книга названа «Фирменное право», однако читатель не найдет в ней «громких» утверждений о том, что якобы фирменное право представляет собой отрасль отечественного права, подотрасль уже имеющейся или хотя бы даже отдельный обособившийся правовой институт. <...> Проблематика <...>
Фирменное_право_России_(1).pdf
УДК 347.19
ББК 67.404.013
Ф 53
Ф 53
Фирменное право России. — М.: Статут, 2016. — 271 с.
Филиппова С. Ю.
ISBN 978-5-8354-1202-0 (в обл.)
В данной работе проведен анализ текущего законодательства о фирменном
наименовании, исследованы задачи, которые могут быть решены
с его помощью, а также показаны правовые средства решения
стоящих перед субъектом задач как в случаях, когда соответствующие
правовые возможности правом предоставлены непосредственно, так
и в тех случаях, когда непосредственное регулирование соответствующих
отношений отсутствует.
Для научных работников, предпринимателей, а также всех, интересующихся
проблемами, связанными с фирменными наименованиями.
УДК 347.19
ББК 67.404.013
ISBN 978-5-8354-1202-0
© С. Ю. Филиппова, 2015
© Издательство «Статут», редподготовка, оформление, 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Вместо введения. О проблеме фирменного права .............................................. 6
Глава 1. Общие положения о фирменном наименовании ................................. 23
§ 1.1. Понятие, принципы и признаки фирменного наименования ....... 23
§ 1.2. Виды и состав фирменного наименования ..................................... 57
§ 1.3. Соотношение фирменного наименования со смежными
категориями ...................................................................................... 63
Глава 2. Функции и ценность фирменного наименования ................................ 76
§ 2.1. Идентификационная функция фирменного наименования .......... 78
§ 2.2. Коммуникативная функция фирменного наименования .............. 83
§ 2.3. Индивидуализирующая функция фирменного наименования ...... 87
§ 2.4. Репутационная функция фирменного наименования .................... 91
§ 2.5. Обеспечительная функция фирменного наименования ................ 94
§ 2.6. Информационная функция фирменного наименования ............... 97
§ 2.7. Рекламная функция фирменного наименования ........................... 99
Глава 3. Становление и развитие фирменного права ...................................... 101
§ 3.1. История фирмы ............................................................................... 101
§ 3.2. Основная дискуссия фирменного права ........................................ 106
§ 3.3. Современное правовое регулирование отношений,
возникающих по поводу фирменного наименования ................... 113
Глава 4. Содержание фирменного наименования ............................................ 120
§ 4.1. Общие требования к фирменному наименованию ........................ 120
§ 4.2. Включение в фирменное наименование указания
на организационно-правовую форму ............................................. 128
§ 4.3. Включение в фирменное наименование официального
наименования Российская Федерация или Россия ....................... 136
§ 4.4. Включение собственного имени физического лица
или наименования юридического лица в фирменное
наименование .................................................................................. 140
§ 4.5. Включение наименования населенного пункта в фирменное
наименование .................................................................................. 157
Стр.4
§ 4.6. Включение вида или предмета деятельности в фирменное
наименование .................................................................................. 164
§ 4.7. Включение в фирменные наименования имен персонажей
и иных произведений ...................................................................... 167
§ 4.8. Включение знаков отличий и иных обозначений в фирменное
наименование .................................................................................. 173
Глава 5. Правоотношения по поводу фирменного наименования ................... 176
§ 5.1. Субъект права на фирменное наименование ................................. 176
§ 5.2. Возникновение фирменного наименования и права
на фирменное наименование .......................................................... 181
§ 5.3. Содержание правоотношения по поводу фирменного
наименования .................................................................................. 187
§ 5.4. Договоры, объектом которых является фирменное
наименование .................................................................................. 208
§ 5.5. Прекращение правоотношений по поводу фирменного
наименования .................................................................................. 213
Глава 6. Охрана и защита права на фирменное наименование ....................... 221
§ 6.1. Охрана фирменных наименований и прав на них ......................... 221
§ 6.2. Защита прав на фирменное наименование .................................... 225
Заключение .................................................................................................... 239
Библиографический список ............................................................................ 244
Приложение № 1. ООО «! Очень чисто» ........................................................ 250
Приложение № 2. ООО «Лучшие дверные ручки» ......................................... 253
Приложение № 3. ООО «Смешарики-кошмарики» ....................................... 256
Приложение № 4. КТ «Золотая лестница и ее наставники» ........................... 259
Приложение № 5. ООО «ИП Веденеев В. В.» ................................................ 262
Приложение № 6. ООО «ИМАГСТ» ............................................................. 265
Приложение № 7. ООО «Парковка» .............................................................. 268
Стр.5