Герман АНДРЕЕВ Учение Льва Толстого о государстве и противостоянии государственному злу в свете сегодняшнего опыта I Отношение Толстого к тому, что он называл „совокупностями" людей: к нациям, к государству, к Церкви — целиком вытекает из его представлений о Боге, о смысле человеческой жизни, об этических нормах христианства, в общем — из его религиозного учения. <...> В действительности же, критика Толстым общественной несправедливости опирается на совсем иные постулаты, Эта статьи является отрывком из монографии Германа Андреева „Религиозно-философское учение Льва Толстого", которая еше ждет своего издателя. <...> В статье „О значении русской революции" Толстой отмежевывается от анархистов: признавая их идеи, он отвергает метод, выразивший их атеизм. <...> Но так или иначе, Толстой не допускал смешения его учения с анархизмом, и был прав. <...> Т о же и с обвинениями Толстого в анархизме. <...> Анархизм Толстого, в отличие от революционного анархизма Бакунина или сегодняшних испанских и немецких анархистов, в том, что анархизм этот — религиозный. <...> Религиозный анархизм Толстого требует ставить на первое место ответственность перед Богом, а не перед государством: „ .жить по-Божьи, — писал Толстой, — значит бояться Бога больше, чем исправника, губернатора и т. д. <...> Ему нужно было показать, например, что государство — зло, а следовательно, злы и все его учреждения: суд, полицейские ограничения и т. д. <...> И тогда он прочтет, например, в известной статье Толстого „Патриотизм и правительство" такие строки: „Уничтожение правительства никак не влечет за собой уничтожение того, что есть разумного и хорошего, а потому ненасильственного в законах, суде, собственности, полицейских ограждениях, финансовых устройствах, народном образовании. <...> Эту свою мысль Толстой нигде не развил. <...> Неясным остается, как Толстой представлял себе полицию, избегающую насилия, или суд, следствием которого не будет принуждение. <...> Но можно считать установленным <...>