Е.К. Артищева доктор педагогических наук, доцент доцент кафедры в\ч 2337 artlena2010@mail.ru С.И. Брызгалова доктор педагогических наук, профессор профессор кафедры педагогики и образовательных технологий Высшая школа педагогики БФУ им. <...> bryzgalovaSI@mail.ru Использование элементов дискретной математики для терминологического анализа педагогических понятий Освящается вопрос использования элементов теории множеств при проведении терминологического анализа в педагогике. <...> Обсуждаются подходы к терминологическому анализу, дается иллюстрация применения теории множеств на примере терминов «мониторинг», «диагностика», «контроль». <...> Ключевые слова: педагогическое исследование; терминологический анализ; операции над множествами Педагогическое исследование – одна из сторон многогранной деятельности педагога, без которой невозможно говорить о его высоком профессионализме [2]. <...> Раскрывая сущность педагогического явления, исследователь обязан определить все понятия и термины, которыми это явление характеризуется. <...> Иначе говоря, ему необходимо выполнить терминологический анализ, и от качества решения этой задачи существенно зависит научная ценность результатов выполненного исследования в целом. <...> Терминологический анализ представляет собой процесс целенаправленного изучения терминов — точных названий строго определенных понятий, в ходе которого выявляются содержание обозначаемых терминами понятий, их наиболее существенные признаки, устанавливаются их связи и субординация, место в понятийном аппарате теории, на основе которой строится исследование [6]. <...> В частности, Е.В. Титова [12] указывает на понятийно-терминологическую нечеткость объекта познания в педагогике, отсутствие точного определения значительной части понятий и терминов либо их употребление в различных, не всегда разводимых значениях. <...> В итоге в условиях неопределенности в рамках работы отдельного исследователя должна быть самостоятельно <...>