культуры На протяжении многих столетий слово «свобода» завораживало людей перспективами более достойной жизни и ради нее они были готовы идти на любые жертвы. <...> Лозунг «Свобода, Равенство, Братство» в конце XVIII века всколыхнул Францию, и наполеоновская армия опрокидывала одну европейскую монархию за другой. <...> Однако политики, претендовавшие на роль народных вождей, чаще всего замалчивали, кому будет принадлежать свобода, за которую проливали кровь сотни тысяч людей… <...> О свободе как о многомерном явлении жизни общества размышляли 34 32 многие мыслители прошлого. <...> Не были исключением и те представители русской философской мысли, которых революционные события 1917 года привели на чужбину. <...> Не обошел эту тему молчанием и талантливый философ Федор Августович Степун. <...> В итоге долгих размышлений он пришел к парадоксальному выводу, что за манящей миллионы людей свободой таится пустота, ибо человечество утратило ощущение духовной реальности свободы, превратив ее в кумира, пожирающего свои жертвы. <...> А главное – исчезло духовное восприятие свободы как среды обитания человека, раскрывающей перед ним Поздний и тонкий цветок новые горизонты развития, добра и счастья. <...> Ф.А. Степун подчеркивает, что понятие свободы тесно связано с общностью людей, их мировосприятием и жизненными целями. <...> Иначе человек растворится в общей массе и не будет ощущать себя единственной и неповторимой целостной личностью. <...> В этом смысле свобода есть жизнь «целостноединственной личности». <...> Отсюда «требование, чтобы государственный строй был строем свободы, означает… требование безоговорочного признания абсолютТРИБУНА А.Ф. Киселев, Московский педагогический государственный университет ного значения всякой человеческой личности… <...> ». Огосударствление допустимо лишь в отношении собственности индивидуумов. <...> Федор Августович не оригинален в своих рассуждениях. <...> Он опирается на христианскую традицию, которая считает человека собственностью <...>