МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА Паламарчук Александр Семенович, профессор, доктор экономических наук, родился в 1936 году, имеет более 150 публикаций: монографии, учебники, статьи. <...> В 1963 году А.С. Паламарчук окончил факультет экономики промышленности Московского института народного хозяйства им. <...> А. С. ПАЛАМАРЧУК ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МОСКВА МАОК МОСКВА 2011 А. С. ПАЛАМАРЧУК • ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА А. С. <...> Определение критической суммы переменных затрат на единицу продукции. <...> Стоддарта «Семь шагов к успеху», в которой развенчиваются восемь распространенных мифов о бизнесе и представлены десять заповедей бизнеса в условиях свободного рынка. <...> СТУПЕНИ НАЧАЛА И ПОДЪЕМА Идея рыночной экономики овладела массами. <...> Обобщив некоторый опыт предпринимательской деятельности, автор рекомендует следующие ступени начала и функционирования бизнеса. <...> Самым простым способом эффективного использования сырья и материалов является сопоставление темпов прироста объемов продаж и товарно-материальных запасов (ТМЗ). <...> Если темпы прироста объема продаж превышают темп прироста ТМЗ, то это свидетельствует о качественном управлении. <...> Для более детального анализа эффективности использования ТМЗ следует рассчитать период их оборота, то есть их оборачиваемость. <...> Оборачиваемость ТМЗ (ОТМЗ ) определяется по следующей формуле: рп О= С ТМЗ , ТМЗ ср где Срп ТМЗср – себестоимость реализованной продукции, тыс. р.; – средняя стоимость остатков ТМЗ, тыс. р. <...> Самый простой способ определения средней стоимости ТМЗ – сложить их стоимости на начало и конец исследуемого периода и разделить на 2. <...> Время оборота ТМЗ (ТТМЗ ) рассчитывается по формуле: Т= n О , ТМЗ ТМЗ где n – число дней в анализируемом периоде. <...> Решается вопрос, как может измениться финансовоэкономическое положение предприятия при увеличении цен на 10–20 процентов <...>
ПРАКТИЧЕСКОЕ_ПОСОБИЕ_ПО_ЭКОНОМИКЕ_ДЛЯ_ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ.pdf
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И
КОНСАЛТИНГА
А. С. ПАЛАМАРЧУК
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО
ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
МОСКВА
МАОК
2011
Стр.2
УДК [005+338](035.3)
ББК 65.29я81
П14
Паламарчук А. С.
П14 Практическое пособие по экономике для предпринимателей
/ А. С. Паламарчук. – М. : МАОК, 2011. – 226 с. : ил.
ISBN 978-5-905114-04-5
В пособии даны практические рекомендации предпринимателям
по организации собственного бизнеса в условиях
жесткой конкуренции. В частности, рассматриваются
такие вопросы, как содержание бизнес-плана, учет рисков
и неопределенностей, анализ и оценка финансового состояния
предприятия (предпринимателя), ценообразование,
выбор и обоснование принимаемых управленческих решений,
приведены примеры расчетов. Представлена необходимая
начинающему бизнесмену информация об аренде и
арендных отношениях, о разработке финансового плана и
его диагностике.
Пособие будет полезно предпринимателям, в том числе
тем, которые только начинают создавать собственный бизнес,
но не обладают финансово-экономическими знаниями
и практическим опытом ведения дела, студентам, сотрудникам
бухгалтерских и экономических служб предприятий,
руководителям производства, а также всем, кто интересуется
основами предпринимательской деятельности.
УДК [005+338](035.3)
ББК 65.29я81
ISBN 978-5-905114-04-5
© Паламарчук А. С., 2011
© Международная академия
оценки и консалтинга, 2011
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 5
1. Некоторые рекомендации по организации бизнеса . . . . . . . 8
2. Ступени начала и подъема . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.1. Выбор организационно-правовой формы
деятельности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .14
2.2. Определение возможностей сбыта .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
2.3. Определение возможностей своего бизнеса . . . . . . . .26
2.4. Стратегия выживания предприятия на рынке . . . . . . .30
3. Мифы и заповеди бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .35
3.1. Мифы бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .36
3.2. Заповеди бизнеса . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .39
4. Бизнес-план . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .42
5. Конкуренция . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .51
6. Риски и неопределенности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .62
7. Аренда и арендные отношения .
7.1. Правовые основы аренды .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.18
.78
.78
7.2. Виды аренды . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . .87
7.3. Финансовая аренда (лизинг). . . . . . . . . . . . . . . . .92
7.4. Формирование арендной платы . . . . . . . . . . . . . . 101
8. Анализ и оценка финансового положения
предприятия. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 107
8.1. Анализ и оценка имущественного положения и
структуры капитала .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
8.2. Анализ источников финансирования имущества . . . . 113
8.3. Анализ и оценка состояния производственных
запасов. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 116
8.4. Расчет и оценка оборачиваемости кредиторской
задолженности. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 124
8.5. Анализ дебиторской задолженности и
управление ею. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 126
8.6. Анализ и оценка ликвидности .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 130
8.7. Анализ и оценка финансовой устойчивости . . . . . . . 136
8.8. Анализ и оценка деловой активности . . . . . . . . . . . 146
8.9. Анализ остатков и движения денежных средств . . . . . 153
3
. 107
Стр.4
ПРАКТИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ПО ЭКОНОМИКЕ ДЛЯ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЕЙ
9. Финансовый план (бюджет) и его диагностика . . . . . . . . 155
9.1. Финансовый план. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 159
9.2. Диагностика финансово-экономического положения
предприятия .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
10. Ценообразование. . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 169
11. Расчеты и обоснования управленческих решений . . . . . . 183
11.1. Основы обоснования управленческих решений . . . . 183
11.2. Расчет маржинальной прибыли . . . . . . . . . . . . . 189
11.3. Расчет абсолютного и относительного уровней
безопасности . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 191
11.4. Расчет пороговой выручки .
11.5. Расчет запаса прочности .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
11.6. Определение критической суммы переменных
затрат на единицу продукции. . . . . . . . . . . . . . . . . . 196
11.7. Оценка производственного рычага . . . . . . . . . . . 199
11.8. Оценка финансового рычага .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
. 201
11.9. Выбор лучшего варианта продаж . . . . . . . . . . . . 202
11.10. Анализ факторов, влияющих на изменения точки
безубыточности и зоны безопасности . . . . . . . . . . . . . 204
11.11. Расчеты по кредитованию. . . . . . . . . . . . . . . . 207
11.12. Некоторые практические расчеты, связанные
с выбором варианта управленческого решения . . . . . . . 217
Заключение .
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
.
Литература . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . . 224
. 161
. 193
. 194
. 223
4
Стр.5