ТАРАСЕНКО, А.Ф. ГУЗАИРОВА ОСНОВЫ МЕНЕДЖМЕНТА Учебное пособие Оренбург, 2016 1 УДК 330 ББК 65.29 Т 19 Рецензенты: Липаткина Н.В., к.п.н., заведующий кафедрой менеджмента и методики преподавания экономических дисциплин Оренбургского государственного педагогического университета. <...> Допущено УМС ОГПУ в качестве учебного пособия для обучающихся по направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент Учебное пособие содержит тематический план теоретических и практических занятий, содержание учебных вопросов, вопросы для самоконтроля, задания для самостоятельной работы студентов (тестовые задания, примерные темы рефератов, кейсы), перечень вопросов для подготовки к итоговой форме контроля (экзамену), учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины, критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций, методические рекомендации для студентов, глоссарий. <...> Организационная культура и управление изменениями ……41 Тема 7. <...> 89 Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций ………. <...> 129 3 ВВЕДЕНИЕ Курс «Основы менеджмента» призван раскрыть будущему бакалавру в сфере менеджмента исторические, теоретические и методологические основы менеджмента. <...> Задачи дисциплины: формирование у обучающихся мировоззрения, соответствующего современным идеям и положениям науки и практики менеджмента; привитие студентам системного видения организации и ее окружения, теоретических знаний об основах управленческой деятельности в условиях современной рыночной экономики, функциях и принципах менеджмента; формирование у обучающихся навыков и опыта реализации основных (планирование, организация, мотивирование и контроль) и связующих (принятие решений и коммуникация) управленческих функций; развитие у обучающихся мотивации и ценностного отношения к управленческой деятельности, эффективной ее организации как условия обеспечения конкурентоспособности управляемого объекта (субъекта). <...> Теоретические знания и практические <...>
ОСНОВЫ_МЕНЕДЖМЕНТА_учебное_пособие.pdf
УДК 330
ББК 65.29
Т 19
Рецензенты:
Липаткина Н.В., к.п.н., заведующий кафедрой менеджмента и
методики преподавания экономических дисциплин Оренбургского
государственного педагогического университета.
Кузьмина И.Г., к.э.н., доцент кафедры финансов и кредита
Оренбургского филиала Российского экономического университета
им. Г.В. Плеханова.
Т 19
Тарасенко, В. В.
Основы менеджмента : учебн. пособ. / В.В. Тарасенко,
А.Ф. Гузаирова. – Оренбург : Руссервис, 2016. – 132 с.
Допущено УМС ОГПУ в качестве учебного пособия для обучающихся по
направлению подготовки 38.03.02 Менеджмент
Учебное пособие содержит тематический план теоретических и
практических занятий, содержание учебных вопросов, вопросы для
самоконтроля, задания для самостоятельной работы студентов
(тестовые задания, примерные темы рефератов, кейсы), перечень
вопросов для подготовки к итоговой форме контроля (экзамену),
учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины,
критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций,
методические рекомендации для студентов, глоссарий.
Учебное пособие выполнено в соответствии с требованиями
Федерального государственного образовательного стандарта высшего
образования № 7 от 12.01.2016 г. по направлению подготовки 38.03.02
Менеджмент, учебным планом, рабочей программой дисциплины.
Пособие предназначено для студентов высших учебных
заведений, обучающихся по направлению подготовки 38.03.02
Менеджмент.
УДК 330
ББК 65.29
Тарасенко В. В., 2016 г.
Гузаирова А.Ф., 2016 г.
2
Стр.2
СОДЕРЖАНИЕ
Введение …………………...…...…………………………………………4
Основное содержание курса ……………………………………………9
Содержание практических занятий ……………………………….…..11
Тема 1. История развития и современное состояние менеджмента.11
Тема 2. Теоретико-методологические основы менеджмента ………17
Тема 3. Функции менеджмента ……………………………………..…22
Тема 4. Руководитель в системе менеджмента ……………………….31
Тема 5. Групповая динамика и руководство …………………………36
Тема 6. Организационная культура и управление изменениями ……41
Тема 7. Функциональные области менеджмента ……...……………46
Тема 8. Эффективность менеджмента …………………………….….52
Управленческие ситуации для анализа ………………………………..58
Примерный перечень тем курсовых работ …………………………....88
Перечень вопросов для подготовки к экзамену……………………….89
Критерии оценки формируемых в дисциплине компетенций ……….91
Учебно-методическое и информационное обеспечение дисциплины.92
Методические рекомендации для студентов ………………………….94
Глоссарий ………………………………………………………………..95
Библиографический список …………………………………………...129
3
Стр.3
ВВЕДЕНИЕ
Курс «Основы менеджмента» призван раскрыть будущему
бакалавру в сфере менеджмента исторические, теоретические и
методологические основы менеджмента. Дисциплина охватывает
вопросы планирования, организации, мотивации, контроля,
коммуникации и принятия управленческого решения в современных
организациях. Особое внимание в изучении курса отводится роли
менеджера в обеспечении эффективности деятельности организации.
Цель дисциплины состоит в формировании у студентов
управленческой компетентности через овладение ими научными
принципами и методами менеджмента, закрепление необходимых
управленческих навыков и опыта реализации управленческих функций.
Задачи дисциплины:
формирование
у обучающихся
мировоззрения,
соответствующего современным идеям и положениям науки и
практики менеджмента;
привитие студентам системного видения организации и ее
окружения, теоретических знаний об основах управленческой
деятельности в условиях современной рыночной экономики,
функциях и принципах менеджмента;
формирование у обучающихся навыков и опыта реализации
основных (планирование, организация, мотивирование и контроль) и
связующих (принятие решений и коммуникация) управленческих
функций;
развитие у обучающихся мотивации и ценностного
отношения к управленческой деятельности, эффективной ее
организации как условия обеспечения конкурентоспособности
управляемого объекта (субъекта).
4
Стр.4