В учебном пособии – более тысячи контрольных заданий в тестовой форме, что позволяет достичь цели, поставленной автором – самым эффективным образом научить студента трудиться самостоятельно, вдумчиво. <...> 14 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме . <...> Принципы физики как основа естественнонаучного мировоззрения . <...> 31 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме . <...> Кризис отмечается и в естественных науках, но современное естествознание активно участвует в его преодолении. <...> Развитие естествознания в ХVII и до конца ХIХ века происходило по законам механики В этот период развитие естествознания направлялось классической механикой и лишь в последние десятилетия ее влияние существенно ослабло. <...> Для естествознания ХVII–ХIХ веков классическая механика и ее ядро – динамика – соответствовали представлениям человека о гармонии природы и единстве Вселенной. <...> Современное естествознание осознало, что простота не присуща ни бесконечно малому, ни бесконечно большому. <...> Возникновение наук биосферного класса, в которых все процессы рассматриваются во взаимосвязи и в единстве взаимообусловленности, а человек как составная часть процесса является внутренним творческим наблюдателем 10 Одним из проявлений стремления к диалогу с природой явилось возникновение в ХХ веке наук биосферного класса – очередного компромисса, сближающего гуманитарную и естественнонаучную культуры человечества и признающего существование творческого наблюдателя, субъективно влияющего на процесс исследования. <...> Планетарные циклы отмечались людьми еще в глубокой древности, но только современное естествознание осознало, что устойчивые равновесия обеспечиваются циклическими процессами, круговоротами энергии и вещества в природе. <...> Тесная взаимосвязь специальных естественнонаучных дисциплин между собой и появление многочисленных пограничных наук Возникновение пограничных наук – это естественный <...>
Концепции_современного_естествознания.pdf
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА
Е.А. Сидорков
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО
ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
Учебное пособие
Рекомендовано Ученым советом Международной академии
оценки и консалтинга в качестве учебного пособия
для студентов-экономистов
МОСКВА
РИО МАОК
2009
Стр.2
УДК 5(075.8)
ББК 2я73-1
С34
Автор: профессор кафедры Геоинформационных технологий
Российского государственного геологоразведочного университета,
член-корреспондент Академии минеральных ресурсов,
кандидат геолого-минералогических наук Сидорков Евгений
Александрович
Сидорков Е.А.
С34 Концепции современного естествознания. Учебное
пособие. – М.: Международная академия оценки и консалтинга,
2009. – 341 с.
Цель изучения курса «Концепции современного естествознания»
– сформировать у будущего специалиста:
• целостное представление о процессах и явлениях, происходящих
в живой и неживой природе;
• понимание возможностей современных научных методов познания
природы и навыки овладения ими на уровне, позволяющем
корректно формулировать задачи естественнонаучного содержания,
возникающие в его профессиональной деятельности и обыденной
жизни.
В учебном пособии – более тысячи контрольных заданий в тестовой
форме, что позволяет достичь цели, поставленной автором – самым
эффективным образом научить студента трудиться самостоятельно,
вдумчиво. Достижению этой же цели способствует работа над рефератом,
сформулированные требования к которому (см. Приложение)
позволяют добиться высокой степени структурированности реферируемой
темы.
Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентовэкономистов
и соответствует Государственным образовательным
стандартам подготовки специалистов по межотраслевым
специальностям: маркетинг (061 500, ЕН.Ф.02), бухгалтерский учет,
анализ и аудит (060 500, ЕН.Ф.05), финансы и кредит (060 400,
ЕН.Ф.05), а также мировая экономика (060 600, ЕН.Ф.03), экономика
и социология труда (060 200, ЕН.Ф.02) и информационные системы
(071 900, ЕН.Ф.02).
УДК 5(075.8)
ББК 2я73-1
© Сидорков Е.А., 2009
© Международная академия оценки и консалтинга, 2009
Стр.3
Содержание
ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................7
I. ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ......................................................................8
I.1. Особенности естествознания ....................................................................8
I.1.1. Особенности естественнонаучного мышления ...............................8
I.2. Кризисы в истории человечества..............................................................8
I.2.1. Выход из кризисов..............................................................................9
I.3. Главные черты современного естествознания ........................................9
I.3.1. Первая характерная черта
современного естествознания.....................................................................9
I.3.2. Вторая характерная черта
современного естествознания...................................................................10
I.3.3. Третья характерная черта
современного естествознания...................................................................10
I.3.4. Четвертая характерная черта
современного естествознания...................................................................11
I.3.5. Пятая характерная черта
современного естествознания...................................................................11
I.3.6. Шестая характерная черта
современного естествознания...................................................................12
I.4. Естественнонаучные и гуманитарные традиции
исследования природы...................................................................................12
I.4.1. Естественнонаучная традиция ........................................................12
I.4.2. Гуманитарная традиция ...................................................................12
I.4.3. Опасность «образованщины»..........................................................13
Контрольные вопросы....................................................................................13
Задания текущего контроля в тестовой форме............................................14
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ............................................................................................22
II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ....25
II.1. Фазы развития и уровни анализа научной мысли ...............................25
II.1.1. Интенсивное развитие ....................................................................25
II.1.2. Экстенсивное развитие...................................................................25
II.1.3. Критерий научности учения или теории ......................................25
II.2. Основополагающие принципы естествознания...................................26
II.2.1. Правила для руководства ума Р. Декарта.....................................26
II.2.2. Правила умозаключений в физике И. Ньютона...........................26
II.3. Принципы физики как основа
естественнонаучного мировоззрения ...........................................................26
II.3.1. Принцип инвариантности...............................................................27
II.3.2. Принцип относительности .............................................................28
II.3.3. Принцип дополнительности...........................................................29
II.3.4. Методологическое содержание основных
научных принципов...................................................................................30
3
Стр.4
Контрольные вопросы....................................................................................30
Задания текущего контроля в тестовой форме............................................31
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ............................................................................................40
III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.......................43
III.1. Особенности развития естествознания................................................43
III.1.1. Этапы и модели формировании и развития естествознания.....43
III.1.2. Причины и время возникновения наук........................................45
III.2. Общая характеристика основных этапов............................................45
III.2.1. Древнегреческий период...............................................................46
III.2.2. Эллинистический период..............................................................48
III.2.3. Древнеримский период .................................................................49
III.2.4. Роль Арабского мира в развитии естествознания ......................49
III.2.5. Естествознание в средневековой Европе ....................................50
III.2.6. Научная революция .......................................................................52
III.3. Научный эксперимент как метод исследования.................................53
III.3.1. Научный эксперимент в астрономии и механике.......................53
III.3.1. Научный эксперимент в медицине ..............................................54
Контрольные вопросы....................................................................................54
Задания текущего контроля в тестовой форме............................................56
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ............................................................................................80
IV. НАУКИ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ..............................................................81
IV.1. Основные понятия и концепции
современной физики.......................................................................................81
IV.1.1. Основные понятия и концептуальные
системы физики..........................................................................................82
IV.1.2. Основные физические величины .................................................82
IV.1.3. Иерархия физических объектов ...................................................83
IV.1.4. Основные концепции классической физики:
механики, термодинамики и электродинамики......................................84
IV.1.5. Взаимодействия в физике.............................................................95
IV.1.6. Фундаментальные константы.......................................................96
IV.1.7. Атом и элементарные частицы ....................................................97
IV.1.8. Корпускулярно-волновой дуализм ............................................100
IV.2. Основные понятия и концепции химии............................................102
IV.2.1. Истоки и современное состояние химии ..................................102
IV.2.2. Основные разделы современной химии....................................104
IV.2.3. Основные принципы и законы
современной химии .................................................................................106
IV.2.4. Химическая связь и химическая кинетика................................107
IV.3. Основные понятия и концепции астрономии...................................108
IV.3.1. Законы Кеплера и их научное значение....................................109
4
Стр.5
IV.3.2. Объекты астрономии и методы
их исследования.......................................................................................109
IV.3.3. Структурная организация материи
в астрономии ............................................................................................111
Контрольные вопросы..................................................................................117
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ..........................................................................................190
V. Объединяющие естественные науки ..........................................................192
V.1. Математика............................................................................................192
V.1.1. История математики.....................................................................192
V.1.2. Математические методы исследования......................................194
V.1.3. Теория информации......................................................................196
V.2. Теория систем........................................................................................199
V.2.1.Общая теория систем.....................................................................199
V.2.2.Системный анализ..........................................................................201
V.2.3.Системный подход.........................................................................203
V.3. Кибернетика ..........................................................................................204
V.3.1. Методы и цели кибернетики........................................................204
V.3.2. Кибернетическая система ............................................................205
V.3.3. Роль кибернетики..........................................................................206
Контрольные вопросы..................................................................................207
Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................208
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ..........................................................................................235
VI. НАУКИ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ..................................................................236
VI.1. Постулаты биологии ...........................................................................236
VI.1.1. Постулаты наследственности.....................................................236
VI.1.2. Постулаты эволюции...................................................................237
VI.1.3. Анализ постулатов биологии .....................................................237
VI.1.4. Частные постулаты биологии.....................................................238
VI.2. Основные определения понятия «жизнь».........................................239
VI.2.1. Субстанциональный подход к проблеме
происхождения жизни.............................................................................239
VI.2.2. Функциональный подход к проблеме
происхождения жизни.............................................................................239
VI.2.3. Множественные подходы к проблеме
происхождения жизни.............................................................................240
VI.3. Биологическая научная и практическая
деятельность человека..................................................................................240
VI.3.1. Бионикa.........................................................................................240
VI.3.2. Cелекция.......................................................................................241
VI.3.3. Биология и медицина ..................................................................241
Контрольные вопросы..................................................................................242
Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................243
5
Стр.6
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ..........................................................................................254
VII. НАУКИ О ЗЕМЛЕ .....................................................................................255
VII.1. География............................................................................................255
VII.1.1. Физическая география ...............................................................255
VII.1.2. Земной шар .................................................................................255
VII.1.3. Геосферы.....................................................................................257
VII.2. Геология ..............................................................................................260
VII.2.1. Современная геология – комплекс
геологических наук..................................................................................260
VII.2.2. Объект, цель и основные задачи
геологических наук..................................................................................261
VII.2.3. Методология и методы геологических наук ...........................262
Контрольные вопросы..................................................................................263
Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................265
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ..........................................................................................284
VIII. ПУТЬ К ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЕ...............................................................285
VIII.1. Экология ............................................................................................285
VIII.1.1. Экологические системы ...........................................................285
VIII.1.2. Структура современной экологии...........................................287
VIII.1.3. Законы экологии и принципы защиты
биосферы...................................................................................................290
VIII.2. Синергетика.......................................................................................293
VIII.2.1. Линейные и нелинейные модели.............................................293
VIII.2.2. Организация и самоорганизация.............................................294
VIII.2.3. Консервативная и диссипативная системы............................295
VIII.3. Ноосфера............................................................................................295
VIII.3.1. Ноосфера по В.И. Вернадскому ..............................................296
VIII.3.2. Человек и ноосфера ..................................................................297
VIII.3.3. Ноосферный оптимизм.............................................................298
Контрольные вопросы..................................................................................299
Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................302
Бланк ответов на задания текущего контроля
в тестовой форме ..........................................................................................326
IX. ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................327
6
Стр.7