Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634942)
Контекстум
Руконтекст антиплагиат система

Концепции современного естествознания (150,00 руб.)

0   0
Первый авторСидорков Евгений Александрович
АвторыМеждународная академия оценки и консалтинга
ИздательствоМ.: Международная академия оценки и консалтинга
Страниц340
ID360224
АннотацияЦель изучения курса "Концепции современного естествознания" – сформировать у будущего специалиста: целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе; понимание возможностей современных научных методов познания природы и навыки овладения ими на уровне, позволяющем корректно формулировать задачи естественнонаучного содержания, возникающие в его профессиональной деятельности и обыденной жизни. В учебном пособии - более тысячи контрольных заданий в тестовой форме, что позволяет достичь цели, поставленной автором - самым эффективным образом научить студента трудиться самостоятельно, вдумчиво. Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентов-экономистов и соответствует Государственным образовательным стандартам подготовки специалистов по межотраслевым специальностям: маркетинг (061 500, ЕН.Ф.02), бухгалтерский учет, анализ и аудит (060 500, ЕН.Ф.05), финансы и кредит (060 400, ЕН.Ф.05), а также мировая экономика (060 600, ЕН.Ф.03), экономика и социология труда (060 200, ЕН.Ф.02) и информационные системы (071 900, ЕН.Ф.02)
Кем рекомендованоРекомендовано Ученым советом Международной академии оценки и консалтинга в качестве учебного пособия для студентов-экономистов
Кому рекомендованоДля студентов-экономистов, обуча
УДК5(075.8)
ББК2я73-1
Сидорков, Е. А. Концепции современного естествознания : учебное пособие для студентов-экономистов / Международная академия оценки и консалтинга; Е. А. Сидорков .— Москва : Международная академия оценки и консалтинга, 2009 .— 340 с. — URL: https://rucont.ru/efd/360224 (дата обращения: 03.05.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В учебном пособии – более тысячи контрольных заданий в тестовой форме, что позволяет достичь цели, поставленной автором – самым эффективным образом научить студента трудиться самостоятельно, вдумчиво. <...> 14 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме . <...> Принципы физики как основа естественнонаучного мировоззрения . <...> 31 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме . <...> Кризис отмечается и в естественных науках, но современное естествознание активно участвует в его преодолении. <...> Развитие естествознания в ХVII и до конца ХIХ века происходило по законам механики В этот период развитие естествознания направлялось классической механикой и лишь в последние десятилетия ее влияние существенно ослабло. <...> Для естествознания ХVII–ХIХ веков классическая механика и ее ядро – динамика – соответствовали представлениям человека о гармонии природы и единстве Вселенной. <...> Современное естествознание осознало, что простота не присуща ни бесконечно малому, ни бесконечно большому. <...> Возникновение наук биосферного класса, в которых все процессы рассматриваются во взаимосвязи и в единстве взаимообусловленности, а человек как составная часть процесса является внутренним творческим наблюдателем 10 Одним из проявлений стремления к диалогу с природой явилось возникновение в ХХ веке наук биосферного класса – очередного компромисса, сближающего гуманитарную и естественнонаучную культуры человечества и признающего существование творческого наблюдателя, субъективно влияющего на процесс исследования. <...> Планетарные циклы отмечались людьми еще в глубокой древности, но только современное естествознание осознало, что устойчивые равновесия обеспечиваются циклическими процессами, круговоротами энергии и вещества в природе. <...> Тесная взаимосвязь специальных естественнонаучных дисциплин между собой и появление многочисленных пограничных наук Возникновение пограничных наук – это естественный <...>
Концепции_современного_естествознания.pdf
Стр.2
Стр.3
Стр.4
Стр.5
Стр.6
Стр.7
Концепции_современного_естествознания.pdf
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ ОЦЕНКИ И КОНСАЛТИНГА Е.А. Сидорков КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ Учебное пособие Рекомендовано Ученым советом Международной академии оценки и консалтинга в качестве учебного пособия для студентов-экономистов МОСКВА РИО МАОК 2009
Стр.2
УДК 5(075.8) ББК 2я73-1 С34 Автор: профессор кафедры Геоинформационных технологий Российского государственного геологоразведочного университета, член-корреспондент Академии минеральных ресурсов, кандидат геолого-минералогических наук Сидорков Евгений Александрович Сидорков Е.А. С34 Концепции современного естествознания. Учебное пособие. – М.: Международная академия оценки и консалтинга, 2009. – 341 с. Цель изучения курса «Концепции современного естествознания» – сформировать у будущего специалиста: • целостное представление о процессах и явлениях, происходящих в живой и неживой природе; • понимание возможностей современных научных методов познания природы и навыки овладения ими на уровне, позволяющем корректно формулировать задачи естественнонаучного содержания, возникающие в его профессиональной деятельности и обыденной жизни. В учебном пособии – более тысячи контрольных заданий в тестовой форме, что позволяет достичь цели, поставленной автором – самым эффективным образом научить студента трудиться самостоятельно, вдумчиво. Достижению этой же цели способствует работа над рефератом, сформулированные требования к которому (см. Приложение) позволяют добиться высокой степени структурированности реферируемой темы. Предлагаемое учебное пособие предназначено для студентовэкономистов и соответствует Государственным образовательным стандартам подготовки специалистов по межотраслевым специальностям: маркетинг (061 500, ЕН.Ф.02), бухгалтерский учет, анализ и аудит (060 500, ЕН.Ф.05), финансы и кредит (060 400, ЕН.Ф.05), а также мировая экономика (060 600, ЕН.Ф.03), экономика и социология труда (060 200, ЕН.Ф.02) и информационные системы (071 900, ЕН.Ф.02). УДК 5(075.8) ББК 2я73-1 © Сидорков Е.А., 2009 © Международная академия оценки и консалтинга, 2009
Стр.3
Содержание ВВЕДЕНИЕ............................................................................................................7 I. ОСНОВЫ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ ......................................................................8 I.1. Особенности естествознания ....................................................................8 I.1.1. Особенности естественнонаучного мышления ...............................8 I.2. Кризисы в истории человечества..............................................................8 I.2.1. Выход из кризисов..............................................................................9 I.3. Главные черты современного естествознания ........................................9 I.3.1. Первая характерная черта современного естествознания.....................................................................9 I.3.2. Вторая характерная черта современного естествознания...................................................................10 I.3.3. Третья характерная черта современного естествознания...................................................................10 I.3.4. Четвертая характерная черта современного естествознания...................................................................11 I.3.5. Пятая характерная черта современного естествознания...................................................................11 I.3.6. Шестая характерная черта современного естествознания...................................................................12 I.4. Естественнонаучные и гуманитарные традиции исследования природы...................................................................................12 I.4.1. Естественнонаучная традиция ........................................................12 I.4.2. Гуманитарная традиция ...................................................................12 I.4.3. Опасность «образованщины»..........................................................13 Контрольные вопросы....................................................................................13 Задания текущего контроля в тестовой форме............................................14 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ............................................................................................22 II. ОСНОВНЫЕ ПРИНЦИПЫ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ....25 II.1. Фазы развития и уровни анализа научной мысли ...............................25 II.1.1. Интенсивное развитие ....................................................................25 II.1.2. Экстенсивное развитие...................................................................25 II.1.3. Критерий научности учения или теории ......................................25 II.2. Основополагающие принципы естествознания...................................26 II.2.1. Правила для руководства ума Р. Декарта.....................................26 II.2.2. Правила умозаключений в физике И. Ньютона...........................26 II.3. Принципы физики как основа естественнонаучного мировоззрения ...........................................................26 II.3.1. Принцип инвариантности...............................................................27 II.3.2. Принцип относительности .............................................................28 II.3.3. Принцип дополнительности...........................................................29 II.3.4. Методологическое содержание основных научных принципов...................................................................................30 3
Стр.4
Контрольные вопросы....................................................................................30 Задания текущего контроля в тестовой форме............................................31 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ............................................................................................40 III. ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАЗВИТИЯ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ.......................43 III.1. Особенности развития естествознания................................................43 III.1.1. Этапы и модели формировании и развития естествознания.....43 III.1.2. Причины и время возникновения наук........................................45 III.2. Общая характеристика основных этапов............................................45 III.2.1. Древнегреческий период...............................................................46 III.2.2. Эллинистический период..............................................................48 III.2.3. Древнеримский период .................................................................49 III.2.4. Роль Арабского мира в развитии естествознания ......................49 III.2.5. Естествознание в средневековой Европе ....................................50 III.2.6. Научная революция .......................................................................52 III.3. Научный эксперимент как метод исследования.................................53 III.3.1. Научный эксперимент в астрономии и механике.......................53 III.3.1. Научный эксперимент в медицине ..............................................54 Контрольные вопросы....................................................................................54 Задания текущего контроля в тестовой форме............................................56 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ............................................................................................80 IV. НАУКИ О НЕЖИВОЙ ПРИРОДЕ..............................................................81 IV.1. Основные понятия и концепции современной физики.......................................................................................81 IV.1.1. Основные понятия и концептуальные системы физики..........................................................................................82 IV.1.2. Основные физические величины .................................................82 IV.1.3. Иерархия физических объектов ...................................................83 IV.1.4. Основные концепции классической физики: механики, термодинамики и электродинамики......................................84 IV.1.5. Взаимодействия в физике.............................................................95 IV.1.6. Фундаментальные константы.......................................................96 IV.1.7. Атом и элементарные частицы ....................................................97 IV.1.8. Корпускулярно-волновой дуализм ............................................100 IV.2. Основные понятия и концепции химии............................................102 IV.2.1. Истоки и современное состояние химии ..................................102 IV.2.2. Основные разделы современной химии....................................104 IV.2.3. Основные принципы и законы современной химии .................................................................................106 IV.2.4. Химическая связь и химическая кинетика................................107 IV.3. Основные понятия и концепции астрономии...................................108 IV.3.1. Законы Кеплера и их научное значение....................................109 4
Стр.5
IV.3.2. Объекты астрономии и методы их исследования.......................................................................................109 IV.3.3. Структурная организация материи в астрономии ............................................................................................111 Контрольные вопросы..................................................................................117 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ..........................................................................................190 V. Объединяющие естественные науки ..........................................................192 V.1. Математика............................................................................................192 V.1.1. История математики.....................................................................192 V.1.2. Математические методы исследования......................................194 V.1.3. Теория информации......................................................................196 V.2. Теория систем........................................................................................199 V.2.1.Общая теория систем.....................................................................199 V.2.2.Системный анализ..........................................................................201 V.2.3.Системный подход.........................................................................203 V.3. Кибернетика ..........................................................................................204 V.3.1. Методы и цели кибернетики........................................................204 V.3.2. Кибернетическая система ............................................................205 V.3.3. Роль кибернетики..........................................................................206 Контрольные вопросы..................................................................................207 Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................208 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ..........................................................................................235 VI. НАУКИ О ЖИВОЙ ПРИРОДЕ..................................................................236 VI.1. Постулаты биологии ...........................................................................236 VI.1.1. Постулаты наследственности.....................................................236 VI.1.2. Постулаты эволюции...................................................................237 VI.1.3. Анализ постулатов биологии .....................................................237 VI.1.4. Частные постулаты биологии.....................................................238 VI.2. Основные определения понятия «жизнь».........................................239 VI.2.1. Субстанциональный подход к проблеме происхождения жизни.............................................................................239 VI.2.2. Функциональный подход к проблеме происхождения жизни.............................................................................239 VI.2.3. Множественные подходы к проблеме происхождения жизни.............................................................................240 VI.3. Биологическая научная и практическая деятельность человека..................................................................................240 VI.3.1. Бионикa.........................................................................................240 VI.3.2. Cелекция.......................................................................................241 VI.3.3. Биология и медицина ..................................................................241 Контрольные вопросы..................................................................................242 Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................243 5
Стр.6
Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ..........................................................................................254 VII. НАУКИ О ЗЕМЛЕ .....................................................................................255 VII.1. География............................................................................................255 VII.1.1. Физическая география ...............................................................255 VII.1.2. Земной шар .................................................................................255 VII.1.3. Геосферы.....................................................................................257 VII.2. Геология ..............................................................................................260 VII.2.1. Современная геология – комплекс геологических наук..................................................................................260 VII.2.2. Объект, цель и основные задачи геологических наук..................................................................................261 VII.2.3. Методология и методы геологических наук ...........................262 Контрольные вопросы..................................................................................263 Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................265 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ..........................................................................................284 VIII. ПУТЬ К ЕДИНОЙ КУЛЬТУРЕ...............................................................285 VIII.1. Экология ............................................................................................285 VIII.1.1. Экологические системы ...........................................................285 VIII.1.2. Структура современной экологии...........................................287 VIII.1.3. Законы экологии и принципы защиты биосферы...................................................................................................290 VIII.2. Синергетика.......................................................................................293 VIII.2.1. Линейные и нелинейные модели.............................................293 VIII.2.2. Организация и самоорганизация.............................................294 VIII.2.3. Консервативная и диссипативная системы............................295 VIII.3. Ноосфера............................................................................................295 VIII.3.1. Ноосфера по В.И. Вернадскому ..............................................296 VIII.3.2. Человек и ноосфера ..................................................................297 VIII.3.3. Ноосферный оптимизм.............................................................298 Контрольные вопросы..................................................................................299 Задания текущего контроля в тестовой форме..........................................302 Бланк ответов на задания текущего контроля в тестовой форме ..........................................................................................326 IX. ПРИЛОЖЕНИЕ...........................................................................................327 6
Стр.7