Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634617)
Контекстум
.

Социология: учеб. пособие для студентов педагогических вузов (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПарамонова Светлана Павловна
АвторыЛебедева Галина Анатольевна
Издательство[Б.и.]
Страниц380
ID360120
АннотацияУчебное пособие содержит материалы по истории социологии, обзор со- циологических теорий «среднего уровня», которые помогают студентам ори- ентироваться в классических и современных социологических парадигмах ми- ровой науки и осваивать теории ученых ведущих вузов страны и Российской Академии наук. В издании представлен методолого-методический материал, имеющий отношение к социологическим исследованиям вообще и к социологическому сопровождению образовательного процесса в частности. В конце изложения каждой темы даны определения основных понятий и контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы над текстом учебника. В приложении – набор разнообразных эмпирических методик, направленных на изучение сферы образования. Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, со- ставлено в соответствии с программой курса социологии по направлениям профессиональной подготовки: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа», «Специальное (дефектологическое) образование».
Кем рекомендованоРекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия
Кому рекомендованодля студентов высших учебных заведени
ISBN978-5-89469-090-2
УДК316
ББК60,5я73
Парамонова, С.П. Социология: учеб. пособие для студентов педагогических вузов / Г.А. Лебедева; С.П. Парамонова .— : [Б.и.], 2013 .— 380 с. — ISBN 978-5-89469-090-2 .— URL: https://rucont.ru/efd/360120 (дата обращения: 20.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Значительное место в учебном пособии занимает раздел «История социологии». <...> С одной стороны, согласно старой дюркгеймовской максиме, социальная наука может «рассматривать социальные факты как вещи» и устраняться от всего, чему те обязаны своим существованием в качестве объектов познания (или незнания) в социальном бытии. <...> Социология должна изучать социальную реальность, элементы социальной реальности – это социальные факты, совокупностью которых является общество. <...> Социальный факт – всякий образ действия, имеющий собственное существование и способный оказывать внешнее давление на индивида. <...> Структурный функционализм – направление социологической мысли, социологическая парадигма, сущность которой заключается в выделении элементов социального взаимодействия, определении их роли, места и социальных функций в большей социальной системе или обществе в целом. <...> 34 Как считает Вебер, анализ и типизация социальных действий людей являются предметом социологии. <...> Латентным фактором становления экономической эффективности государств с протестантской этикой явилось, по Веберу, появление трудовой этики только через постоянный, аккуратный и честный труд, неутомимую деятельность во имя приумножения славы Божьей на земле; ведя при этом аскетический образ жизни, можно попасть в рай. <...> КУЛи и Г. БЛУМЕРА Символический интеракционизм – социологическая парадигма, основывающаяся на том, что все формы взаимодействия людей в обществе подразумевают общение, базирующееся на определенных социальных символах, – языке, телодвижениях, жестах, культурных символах, интонациях. <...> Символический интеракционизм целиком основывается на интерпретациях человеческого поведения, в котором «прочитываются» значимые символы, несущие социальную информацию. <...> По Миду, значимый символ представляет собой жест, который свойственен только человеку. <...> С прагматической точки зрения, значимый символ создает качественно новые <...>
Социология_учеб._пособие_для_студентов_педагогических_вузов.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Соликамский государственный педагогический институт» С. П. Парамонова Г. А. Лебедева СоциоЛоГия Учебное пособие для студентов педагогических вузов «Рекомендовано УМО РАЕ по классическому университетскому и техническому образованию в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлениям подготовки: 040400 – «Социальная работа», 050100 – «Педагогическое образование», 050400 – «Психолого-педагогическое образование», 050700 – «Специальное (дефектологическое) образование», 050711.65 – «Социальная педагогика», 050706.65 – «Педагогика и психология», 050701.65 – «Педагогика», 050301.65 – «Русский язык и литература». Протокол №406 от «13» мая 2013 г. Соликамск СГПИ 2013
Стр.1
УДК 316 ББК 60.5 я73 П 18 ответственный редактор: Почетный работник высшего образования, ректор Соликамского государственного педагогического института и. Д. Кошкина Рецензенты: Антипьев Анатолий Григорьевич, доктор социологических наук, профессор кафедры социологии и политологии Пермского государственного национального исследовательского университета; Коротков Николай Захарович, доктор философских наук, профессор Пермского государственного национального исследовательского политехнического университета. П 18 Парамонова, С. П., Лебедева, Г. А. Социология [Текст]: учебное пособие для студентов педагогических вузов / С. П. Парамонова, Г. А. Лебедева; ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт». – Соликамск, 2013. – 380 с. – 100 экз. – ISBN – 978-5-89469-090-2. Учебное пособие содержит материалы по истории социологии, обзор социологических теорий «среднего уровня», которые помогают студентам ориентироваться в классических и современных социологических парадигмах мировой науки и осваивать теории ученых ведущих вузов страны и Российской Академии наук. В издании представлен методолого-методический материал, имеющий отношение к социологическим исследованиям вообще и к социологическому сопровождению образовательного процесса в частности. В конце изложения каждой темы даны определения основных понятий и контрольные вопросы, задания для самостоятельной работы над текстом учебника. В приложении – набор разнообразных эмпирических методик, направленных на изучение сферы образования. Учебное пособие предназначено для студентов педагогических вузов, составлено в соответствии с программой курса социологии по направлениям профессиональной подготовки: «Педагогическое образование», «Психолого-педагогическое образование», «Социальная работа», «Специальное (дефектологическое) образование». УДК 316 ББК 60.5 я73 Рекомендовано к изданию РИСо СГПИ Протокол № 10 от 8.06.2010 г. ISBN – 978-5-89469-090-2 © С. П. Парамонова, Г. А. Лебедева, 2013 © ФГБОУ ВПО «Соликамский государственный педагогический институт», 2013
Стр.2
оглавление ВВЕДЕНиЕ....................................................................................................4 ТЕМА 1. СОЦИОЛОГИЯ КАК НАУКА...........................................................8 ТЕМА 2. ИСТОРИЯ СОЦИОЛОГИИ............................................................20 2.1. Становление и развитие социологии.....................................21 2.2. Символический интеракционизм Дж. Мида, Ч. Кули и Г. Блумера................................................................39 2.3. Теории социального обмена...................................................55 2.4. Макросоциологические теории во второй половине XX века...................................................62 2.5. Структурный функционализм.................................................64 2.6. Теория социального конфликта..............................................77 2.7. Микросоциологические теории. Теории социального обмена..................................................85 2.8. Синергетика и постструктурализм..........................................92 2.9. Постмодернистские теории....................................................98 2.10. Новейшие рационализационные парадигмы модерна и постмодерна......................................................................106 ТЕМА 3. ОБЩЕСТВО КАК СИСТЕМА.......................................................118 ТЕМА 4. СОЦИАЛЬНЫЕ ИНСТИТУТЫ И СОЦИАЛЬНЫЕ ОРГАНИЗАЦИИ...130 ТЕМА 5. СОЦИАЛЬНАЯ СТРАТИФИКАЦИЯ И СОЦИАЛЬНАЯ СТРУКТУРА ОБЩЕСТВА..............................................................145 ТЕМА 6. СОЦИОЛОГИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНО-ПОСЕЛЕНЧЕСКИХ ОБЩНОСТЕЙ. ЭТНОСЫ И НАЦИИ............................................157 ТЕМА 7. СОЦИОЛОГИЯ ТРУДА................................................................168 ТЕМА 8. СОЦИОЛОГИЯ СЕМЬИ..............................................................198 ТЕМА 9. СОЦИОЛОГИЯ ЛИЧНОСТИ.......................................................207 ТЕМА 10. СОЦИОЛОГИЯ КУЛЬТУРЫ......................................................231 ТЕМА 11. СОЦИОЛОГИЯ ЗНАНИЯ..........................................................247 ТЕМА 12. МИРОВОЙ ПРОЦЕСС. РОССИЯ В МИРОВОМ ПРОСТРАНСТВЕ..272 ТЕМА 13. СОЦИУМ И ЯЗЫК....................................................................291 ТЕМА 14. СОЦИОЛОГИЯ ПРАВА.............................................................299 ТЕМА 15. СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ ИССЛЕДОВАНИЯ В СФЕРЕ ОБРАЗОВАНИЯ.........................................................306 15.1. Методология, методика и техника социологического исследования.......................................................................306 15.2. Социологическое сопровождение образовательного процесса..............................................................................330 ГЛоССАРиЙ.............................................................................................343 СПиСоК ЛиТЕРАТУРЫ...........................................................................368 3
Стр.3