Рассмотрены предмет и задачи эргономики, даются ее основные понятия и терминология. <...> Социально-психологическая и биологическая сущность трудовой деятельности человека, проблемы обеспечения его работоспособности, подготовки работников к различным видам трудовой деятельности, содержание эргономических требований к рабочему месту, орудиям труда и производственной обстановке — основные темы учебного пособия. <...> Воспроизведение всей книги или любой ее части запрещается без письменного разрешения издательства Предисловие Основная задача настоящего учебного пособия — раскрыть предмет и задачи эргономики, ознакомить студентов с терминологией и основными понятиями этой науки, выработать у будущих специалистов понимание эргономического подхода к проектированию и созданию оптимальных для человека условий труда. <...> Структура учебного пособия соответствует по содержанию требованиям программы и охватывает широкий круг проблем эргономической системы. <...> Предметы и задачи эргономики Вопросы эргономики в последние годы приобрели большое значение и в некоторой степени стали определяющими в развитии техники и особенно при конструировании, производстве и эксплуатации машин и сложных систем управления. <...> Поэтому и возникает необходимость изучения работы машин (систем) и деятельности операторов в едином комплексе «человек-техника-среда». <...> Эргономика — это наука, изучающая проблемы, возникающие в системе «человек-техника-среда», с целью оптимизации трудовой деятельности оператора, создания для него комфортных и безопасных условий, повышения за счет этого его производительности, сохранения здоровья и работоспособности. <...> Связь эргономики с другими науками и область ее использования Второй проблемой является феномен роста травматизма людей, взаимодействующих с техническими системами на производстве, транспорте и в быту. <...> Анализ причин травматизма показывает, что он часто обусловлен ошибочными <...>
Эргономика._Уч_пос_Гриф_МО_РФ.pdf
ББК 30.17ÿ73
Ý74
Всероссийский заочный финансово-экономический институт
Ректор акад. А.Н. Романов
Председатель Научно-методического совета проф. Д.М. Дайитбегов
Ко л лек ти в авт ор ов :
Â.Â. Àäàì÷óê, Ò.Ï. Âàðíà, Â.Â. Воротникова, À.Í. Êîñòèí,
Ò.È. Ïàóòèíêà, Ñ.È. Подгаецкий, Ï.Í. Ðûáèöêèé,
Ì.Å. Ñîðîêèíà, Ë.Ñ. Ñóõîâà, Ï.Ý. Шлендер
Рец ензе нт ы:
кафедра экономики труда и управления персоналом
Российской экономической академии им. Г.В. Плеханова
(çàâ. кафедрой ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Þ.Ã. Îäåãîâ)
и канд. психол. наук Л.Г. Дикая
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили
Ý74
Ò.Ï. Âàðíà, Â.Â. Воротникова и äð.; Под ðåä. ïðîô.
Â.Â. Àäàì÷óêà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
ISBN 5-238-00086-3.
Эргономика: Учеб. пособие для вузов/ В.В. Адамчук,
— 254 ñ.
Рассмотрены предмет и задачи эргономики, даются ее основные понятия
и терминология.
Социально-психологическая и биологическая сущность трудовой деятельности
человека, проблемы обеспечения его работоспособности, подготовки
работников к различным видам трудовой деятельности, содержание
эргономических требований к рабочему месту, орудиям труда и
производственной обстановке — основные темы учебного пособия.
Для студентов и преподавателей высших учебных заведений, руководителей
предприятий и организаций, а также специалистов соответствующих
служб.
ББК 30.17ÿ73
ISBN 5-238-00086-3
© Коллектив àâòîðîâ, 1999
© ООО “ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ”, 1999.
Воспроизведение всей книги или любой ее части
запрещается без письменного разрешения
издательства
Стр.3
Оглавление
Предисловие
Глава 1. Предметы и задачи эргономики
1.1. Основные цели эргономики
1.2. Состав и структура эргономики
Глава 2. Социально-психологическая и биологическая
сущность трудовой деятельности человека
2.1. Труд как важнейший производственный фактор
2.2. Сущность труда и его признаки
2.3. Социальные характеристики труда
2.4. Социальные факторы труда
2.5. Психофизиологические характеристики труда
Глава 3. Нервная регуляция трудовой деятельности
и вегетативная деятельность человеческого организма
3.1. Нервная система человека и ее роль в осуществлении
трудовой деятельности
3.2. Функции жизнеобеспечения человеческого организма
в процессе трудовой деятельности
3.3. Биомеханические основы трудовых действий
и приемов
Глава 4. Физиологические и психические функции человека
в процессе труда
4.1. Трудовые функции, выполняемые работниками
в условиях современного производства
4.2. Физиологические функции и изменяющие их
в процессе труда факторы
4.3. Психические функции в трудовой деятельности
работников
Глава 5. Тяжесть труда (работ) и ее интегральная оценка
5.1. Понятие тяжести труда
5.2. Количественная оценка тяжести труда
257
Стр.264
Глава 6. Закономерности динамики работоспособности
и проблема утомления
6.1. Сущность, факторы, показатели и динамика
работоспособности
6.2. Производственное утомление, его виды
и причины
6.3. Использование положений теории утомления
при проектировании трудовых процессов
6.4. Психофизиологическое обоснование режимов труда
и отдыха
Глава 7. Психологическое обеспечение эргономических
систем
7.1. Основные положения теории предметной
деятельности
7.2. Концепции структурного и алгоритмического
анализа профессиональной деятельности
7.3. Концепции содержательного анализа
деятельности
7.4. Концепция анализа проблемностей и особенности
психической регуляции деятельности
Глава 8. Подготовка работников к видам трудовой
деятельности
8.1. Особенности организации трудовой деятельности
на современном этапе
8.2. Профессиональные признаки трудовой
деятельности
8.3. Взаимная адаптация человека и технических
систем
8.4. Профессиональный отбор (профотбор), принципы
и система его проведения
8.5. Основные направления, методы и показатели
психофизиологического отбора
8.6. Требования, предъявляемые к процессам обучения
и тренировки
8.7. Формы и метода производственного обучения
Глава 9. Эргономические требования к орудиям труда
и производственной обстановке
9.1. Взаимодействие человека и орудий труда
9.2. Антропометрические и физиологические
требования к орудиям труда и рабочему месту
258
Стр.265
9.3. Психофизиологические требования к орудиям труда
9.4. Психологические требования к орудиям труда
9.5. Санитарно-гигиенические условия
жизнедеятельности и работоспособности
в системе «человек-техника-среда
Глава 10. Эргономические требования к проектированию
рабочих мест и технических средств деятельности
10.1 Введение в главу
10.2. Эргономические требования к рабочему месту
10.3. Эргономические параметры рабочего места
10.4. Основные эргономические требования
при проектировании рабочих мест
Глава 11. Эргономика и охрана труда
11.1. Введение в главу
11.2. Деятельность человека при возникновении
несчастного случая
11.3. Метода анализа травматизма
11.4. Мероприятия по обеспечению охраны труда
Глава 12. Организация учета эргономических требований
при проектировании системы
«человек-техника-среда
12.1. Инженерно-технические подходы
к автоматизации
12.2. Факторы сложности техники и равноценный
подход к автоматизации
12.3. Принципы распределения функций между человеком
и автоматикой
Список литературы
259
Стр.266