ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ . <...> ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧИХ СОСТОЯНИЙ ПРИ ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ . <...> 116 5 СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ЦНС – центральная нервная система ЧСС – частота сердечных сокращений СО – систолический объем МОК – минутный объем кровотока МПК – максимальное потребление кислорода МПС – максимальная произвольная сила АТФ – аденозинтрифосфорная кислота КрФ – креатинфосфат ЖЕЛ – жизненная емкость легких ДЕ – двигательная единица ЛВДР – латентное время двигательной реакции ПАНО – порог анаэробного обмена МВЛ – максимальная вентиляция легких РО2 - парциальное давление кислорода VО2max – максимальный объем кислорода рН - водородный показатель 6 ВВЕДЕНИЕ Спорт является социальным институтом, который решает задачи развития личности и формирования идеалов у молодежи. <...> Спортсмену необходимо понимать физиологические процессы, происходящие в его организме при выполнении физических нагрузок, во время соревновательной деятельности, уметь контролировать свои ощущения, объективно оценивать работоспособность. <...> ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ План: 1. <...> Физиологическая классификация движений в спорте (по В.С. Фарфелю). <...> Формируемые понятия: физические упражнения, двигательные действия, циклические, ациклические и ситуационные движения. <...> Физиологическая классификация объединяет упражнения со сходными функциональными признаками: - в зависимости от объема активной мышечной массы, задействованной в выполнении упражнения выделяют: локальные (менее 1/3 мышечной массы), региональные (от 1/3 до ½ мышечной массы тела), глобальные (более ½ мышечной массы тела). - в соответствии с типом работы мышц выделяют статические (сохранение фиксированного положения тела и его звеньев) и динамические упражнения. - по проявлению силы и мощности сокращений различают силовые, скоростно-силовые <...>
Физиология_спорта.pdf
2
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВЕЛИКОЛУКСКАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ АКАДЕМИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
И СПОРТА»
ФИЗИОЛОГИЯ СПОРТА
учебное пособие
Великие Луки 2015
Стр.2
4
Содержание
СПИСОК УСЛОВНЫХ ОБОЗНАЧЕНИЙ И ОСНОВНЫХ СОКРАЩЕНИЙ ........................ 5
ВВЕДЕНИЕ .................................................................................................................................... 6
ТЕМА 1. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ КЛАССИФИКАЦИЯ И ХАРАКТЕРИСТИКА
СПОРТИВНЫХ ДВИЖЕНИЙ ..................................................................................................... 7
ТЕМА 2. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОЧИХ СОСТОЯНИЙ ПРИ
ФИЗИЧЕСКОЙ НАГРУЗКЕ ....................................................................................................... 18
ТЕМА 3. ЭНЕРГЕТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МЫШЕЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ........... 27
ТЕМА 4. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ УТОМЛЕНИЯ ......................................... 39
ТЕМА 5. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ВОССТАНОВИТЕЛЬНЫХ ПРОЦЕССОВ В
СПОРТЕ ........................................................................................................................................ 46
ТЕМА 6. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ ТЕХНИКИ............................ 56
ТЕМА 7. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
СИЛЫ ........................................................................................................................................... 65
ТЕМА 8. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
БЫСТРОТЫ ................................................................................................................................. 74
ТЕМА 9. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ ПРОЯВЛЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
ВЫНОСЛИВОСТИ ..................................................................................................................... 81
ТЕМА 10. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА АДАПТАЦИИ СПОРТСМЕНОВ.
ФУНКЦИОНАЛЬНЫЕ РЕЗЕРВЫ ОРГАНИЗМА ................................................................... 90
ТЕМА 11. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ПОКАЗАТЕЛИ ТРЕНИРОВАННОСТИ........................ 99
ТЕМА 12. ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СПОРТИВНОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ В
ОСОБЫХ УСЛОВИЯХ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ ......................................................................... 107
ИСПОЛЬЗУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА ......................................................................................... 116
Стр.4
6
ВВЕДЕНИЕ
Спорт является социальным институтом, который решает задачи
развития личности и формирования идеалов у молодежи. Центральной
фигурой в спорте является тренер. В настоящее время невозможно
представить тренера без специального образования. Профессиональная
деятельность тренера предъявляет высокие требования не только к общему
уровню биологических знаний как основы планирования и контроля учебнотренировочного
процесса, но и к умению находить нестандартные решения
вопросов, связанных с индивидуальными особенностями тренируемости
организма и изменениями его физиологических функций.
Тренер должен обладать высоким чувством ответственности за
обоснованность любых физических воздействий на организм занимающихся:
школьников, юных спортсменов, взрослых людей. А для этого он должен
детально представлять всю совокупность последствий физических нагрузок и
сопутствующих условий двигательной деятельности. Система спортивной
подготовки непрерывно совершенствуется, в связи с этим тренер должен
постоянно использовать достижения науки для повышения своего
профессионального мастерства.
Но и спортсмен для достижения высокого результата не должен
бездумно выполнять тренировочные задания. Спортсмену необходимо
понимать физиологические процессы, происходящие в его организме при
выполнении физических нагрузок, во время соревновательной деятельности,
уметь контролировать свои ощущения, объективно оценивать
работоспособность.
Научить будущих специалистов в области спорта использовать
полученные знания в своей практической деятельности призвана спортивная
физиология. Дисциплина Физиология спорта входит в цикл дисциплин
предметной подготовки ГОС ВПО образовательной программы направления
«Физическая культура» и имеет огромное прикладное значение.
Данное пособие адресовано студентам, обучающимся по направлению
034300 «Физическая культура», тренерам-преподавателям, учителям
общеобразовательных школ.
Стр.6