Министерство образования и науки Российской Федерации
ФГБОУ ВО «ЯРОСЛАВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
УНИВЕРСИТЕТ им. К. Д. УШИНСКОГО»
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Научный журнал
Издается с 1994 года
2017 – № 5
Ярославль
2017
Стр.1
ФГБОУ ВО «Ярославский государственный педагогический университет им. К. Д. Ушинского»
Департамент образования Ярославской области
УЧРЕДИТЕЛИ:
РИО ЯГПУ, 2017. – № 5. – 411 c. – ISSN 1813–145Х.
2017, № 5. – 500 экз.
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : научный журнал. – Ярославль :
РЕДАКЦИОННАЯ КОЛЛЕГИЯ:
В. В. Афанасьев, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой геометрии и алгебры Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского (главный редактор); М. В. Новиков, доктор исторических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, заведующий
кафедрой теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам.
главного редактора, ответственный редактор); Т. С. Злотникова, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель науки РФ, профессор кафедры
культурологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского (зам. главного редактора); М. И. Рожков, доктор
педагогических наук, Заслуженный деятель науки РФ, профессор, главный научный сотрудник Института изучения детства, семьи и воспитания РАО (зам.
главного редактора); Ч. Абрамсон, профессор Университета Стиллуотера, Оклахома, США; С. А. Бабуркин, доктор политических наук, профессор,
Уполномоченный по правам человека в Ярославской области; Л. В. Байбородова, доктор педагогических наук, Заслуженный работник высшей школы РФ,
профессор, директор института педагогики и психологии, заведующая кафедрой педагогических технологий Ярославского государственного
педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Т. Байер, профессор русского языка, Миддлбери колледж, США; В. Н. Белкина, доктор педагогических
наук, профессор, заведующая кафедрой дошкольной педагогики и психологии Ярославского государственного педагогического университета им.
К. Д. Ушинского; С. Боскович, преподаватель русского языка, Университет, г. Пуатье, Франция; Е. Я. Бурлина, доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой философии и культурологии Самарского медицинского университета; Н. И. Воронина, доктор философских наук, Заслуженный
деятель науки РФ, профессор, заведующая кафедрой культурологии и этнокультуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарева;
М. В. Груздев, доктор педагогических наук, доцент, ректор Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
В. З. Демьянков, доктор филологических наук, профессор, заместитель директора Института языкознания РАН; Т. И. Ерохина, доктор культурологии,
профессор, проректор Ярославского государственного театрального института; Л. А. Закс, доктор философских наук, профессор, ректор Гуманитарного
университета, г. Екатеринбург; А. В. Золотарева, доктор педагогических наук, профессор, ректор Института развития образования, г. Ярославль;
И. В. Кондаков, доктор философских наук, профессор кафедры истории и теории культуры Российского государственного гуманитарного университета,
заместитель председателя Научного совета «История мировой культуры»; З. Крушевский, доктор педагогических наук, профессор, ректор Высшей школы
им. П. Владковицы, г. Плоцк, Польша; И. Ю. Лученецкая-Бурдина, доктор филологических наук, профессор, заведующая кафедрой русской литературы
Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Х. Люк, доктор психологических наук, профессор Университета
Хагена, директор Института психологии Курта Левина, Германия; В. А. Мазилов, доктор психологических наук, профессор, заведующий кафедрой общей
и социальной психологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; С. Г. Макеева, доктор педагогических наук,
профессор, заведующая кафедрой теории и методики преподавания филологических дисциплин Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Ш. Мерль, профессор истории, Билефельдский университет, Германия; С. А. Никольский, доктор философских
наук, главный научный сотрудник, руководитель сектора философии культуры Института философии РАН; А. Б. Пермиловская, доктор
культурологии, главный научный сотрудник ФГБУН «Федеральный исследовательский центр комплексного изучения Арктики им. академика
Н. П. Лаверова РАН» (г. Архангельск); К. Э. Разлогов, доктор искусствоведения, Заслуженный деятель искусств РФ, профессор Всероссийского
государственного университета кинематографии им. С. А. Герасимова; Н. Х. Розов, доктор физико-математических наук, профессор, член-корреспондент
РАО, декан факультета педагогического образования Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова; А. Э. Симановский, доктор
педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой специальной (коррекционной) педагогики Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Е. И. Смирнов, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой математического анализа, теории
и методики обучения математике Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; Р. Смит, профессор Университета
Ланкастера, Великобритания; Л. Н. Сухорукова, доктор педагогических наук, профессор кафедры медицины, биологии, теории и методики преподавания
биологии Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского; И. Ю. Тарханова, доктор педагогических наук, доцент
кафедры теории и методики профессионального образования Ярославского государственного педагогического университета им. К. Д. Ушинского;
А. Ю. Тихонова, доктор культурологии, заведующая кафедрой философии и культурологии Ульяновского государственного педагогического университета
им. И. Н. Ульянова; В. П. Федюк, доктор исторических наук, профессор, декан исторического факультета Ярославского государственного университета
им. П. Г. Демидова; Н. А. Хренов, доктор философских наук, профессор, главный научный сотрудник Государственного института искусствознания,
г. Москва; А. П. Чернявская, доктор педагогических наук, профессор кафедры педагогических технологий Ярославского государственного педагогического
университета им. К. Д. Ушинского; Ц. Чжан, доктор исторических наук, доцент Гуманитарного института Университета науки и технологий г. Сучжоу,
КНР; Ц. Чжан, доктор исторических наук, профессор, директор Центра новой мировой истории Института истории Пекинского педагогического
университета, г. Пекин, КНР; А. В. Юревич, доктор психологических наук, профессор, заместитель директора Института психологии РАН, членкорреспондент
РАН.
в которых публикуются основные научные результаты диссертаций на соискание ученой степени доктора и кандидата наук.
Публикуемые в журнале материалы рецензируются членами редакционной коллегии.
Журнал входит в перечень ведущих рецензируемых научных журналов и изданий,
Адрес редакции: 150000, г. Ярославль, Республиканская ул., 108/1
Тел.: (4852)72–64–05, 32–98–69 (издательство)
(Министерство Российской Федерации по делам печати, телерадиовещания и средств массовых коммуникаций)
ПИ № ФС 77–68474 от 31.01.2017
Адреса в интернете: http://yspu.org/ ; http://vestnik.yspu.org/
Свидетельство о регистрации средства массовой информации
Индекс в общероссийском каталоге «Пресса России» 83586
Условия публикации статьи в научном журнале «Ярославский педагогический вестник»
см. на сайте: http: // vestnik.yspu.org / ?page = athors_format
© ФГБОУ ВО «Ярославский государственный
педагогический университет им. К. Д. Ушинского», 2017
© Авторы статей, 2017
Стр.2
FOUNDING PARTIES:
FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky»
Department of Education of the Yaroslavl region
Ярославский педагогический вестник = Yaroslavl pedagogical bulletin : a scientific magazine. – Yaroslavl :
RIO YSPU, 2017. – № 5. – 411 p. – ISSN 1813–145X.
2017, № 5. – 500 pcs.
THE EDITORIAL BOARD
V. V. Afanasiev, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Geometry and Algebra Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky (Editor-in-Chief); M. V. Novikov, Doctor of Historical Sciences, Honoured Scientist of the Russian Federation, Professor, Head of the Theory and
Methods of Professional Education Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky (Deputy Chief Editor, Editor-in-Chief);
T. S. Zlotnikova, Doctor of Art Criticism, Professor of the Culturology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky, Honoured
Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor); M. I. Rozhkov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Leading Scientist of the Institute of
Study of Childhood, Family and Education of the Russian Academy of Education, Honoured Scientist of the Russian Federation (Deputy Chief Editor);
Ch. Abramson, Professor of the University-Stillwater, Oklahoma, USA; S. A. Baburkin, Doctor of Political Sciences, Professor, Human-Rights Ombudsman in the
Yaroslavl region; L. V. Baiborodova, Doctor of Pedagogical Sciences, Honoured Worker of the Russian Federation Higher School, Professor, Director of the Institute
of Pedagogics and Psychology, Head of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky;
T. Beyer, Professor of the Russian Language, Middlebury College, USA; V. N. Belkina, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Preschool Pedagogics
and Psychology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. Boskovic, a teacher of the Russian Language, University
of Poitiers, France; E. Ya. Burlina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Philosophy and Culturology Department of Samara Medical University;
N. I. Voronina, Doctor of Philosophical Sciences, Professor, Head of the Culturology and Ethnoculture Department of Mordovian State named after N. P. Ogariov,
Honoured Scientist of the Russian Federation; M. V. Gruzdev, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Rector of Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky; V. Z. Demiyankov, Doctor of Philological Sciences, Professor, Deputy Director of the Institute of Linguistics of the Russian Academy
of Sciences; T. I. Erokhina, Doctor of Culturology, Professor, Vice Rector of Yaroslalv State Theatrical Institute; L. A. Zaks, Doctor of Philosophical Sciences,
Professor, Rector of the Humanitarian University, Ekaterinburg; A. V. Zolotariova, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Rector of the Institute of Education
Development, Yaroslavl; I. V. Kondakov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor of the History and Theory of Culture Department of Russian State Humanitarian
University, Vice-Chairman of the Scientific Council «History of World Culture»; Z. Krushevsky, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of P. Wladkowica
Higher School, Plock, Poland; I. Ju. Luchenetskaya-Burdina, Doctor of Philological Sciences, Professor, Head of the Russian Literature Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Kh. Lyuk, Doctor of Psychological Sciences, Professor of Hagen University, Director of the Institute of
Kurt Lewin Psychology, Germany; V. A. Mazilov, Doctor of Psychological Sciences, Professor, Head of the General and Social Psychology Department of Yaroslavl
State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; S. G. Makeeva, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Theory and Ways of Training
Philological Disciplines Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; Sh. Merl, Professor of History, Bielefeld University,
Germany; S. А. Nikolsky, Doctor of Philosophic Sciences, a leading researcher, Head of the Sector of Culture Philosophy of the Institute of Philosophy of the Russian
Academy of Sciences; A. B. Permilovskaya, Doctor of Culturology, Leading Research Worker of the Institute of Ecological Problems of the North of the Russian
Academy of Sciences; K. E. Razlogov, Doctor of Art Criticism, Professor of the All-Russian State University of Cinematography named after S. A. Gerasimov,
Honoured Worker of Art of the Russian Federation; N. Kh. Rozov, Doctor of Physical and Mathematical Sciences, Professor, Corresponding Member of the Russian
Academy of Education, Dean of the Faculty of Pedagogical Education of Moscow State University named after M. V. Lomonosov; A. E. Simanovsky, Doctor of
Pedagogical Sciences, Associate Professor, Head of the Special (Correctional) Pedagogics Department of Yaroslavl State Pedagogical University named after
K. D. Ushinsky; E. I. Smirnov, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor, Head of the Mathematical Analysis, Theory and Ways of Training Mathematics Department
of Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; R. Smith, Professor of Lancaster University, Great Britain; L. N. Sukhorukova, Doctor
of Pedagogical Sciences, Professor of the Medecine, Biology, Theory and Ways of Training Biology Department of Yaroslavl State Pedagogical University named
after K. D. Ushinsky; I. Yu. Tarkhanova, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor of the Theory and Methods of Professional Education Department of
Yaroslavl State Pedagogical University named after K. D. Ushinsky; A. Ju. Tikhonova, Doctor of Culturology, Head of the Philosophy and Culturology Department
of Uliyanovsk State Pedagogical University named after I. N. Uliyanov; V. P. Fedyuk, Doctor of Historical Sciences, Professor, Dean of the Faculty of History of
Yaroslavl State University named after P. G. Demidov; N. A. Khrenov, Doctor of Philosophical Sciences, Professor; Leading Research Worker of the State Institute
of Art Criticism, Moscow; A. P. Chernyavskaya, Doctor of Pedagogical Sciences, Professor of the Pedagogical Technologies Department of Yaroslavl State Pedagogical
University named after K. D. Ushinsky; Z. Zhang – Doctor of Historical Sciences, Associate Professor of the Humanitarian Institute of the University of
Science and Technology in Suzhou. People’s Republic of China, Suzhou, Shizi, 1, Province Jiangsu; Ts. Zhang, Doctor of Historical Sciences, Professor, Director
of the New World History Centre of the Institute of History of Beijing Normal University. Beijing, PRC; A. V. Jurevich, Doctor of Psychological Sciences, Professor,
Deputy Director of the Institute of Psychology of the Russian Academy of Sciences, Corresponding Member of the Russian Academy of Sciences.
The magazine is included into the list of the leading reviewed scientific magazines and editions where the main scientific results of theses to get the
academic degree of the Doctor and Candidate of sciences are published.
The materials published in the magazine are reviewed by members of the editorial board.
Address of the editorial office: 150000, Yaroslavl, Respublikanskaya Street, 108/1
Ph.: (4852) 72–64–05, 32–98–69 (publishing house)
The Internet address: http: // yspu.org / ; http: // vestnik.yspu.org /
The Certificate of registration of mass media (The Ministry of the Russian Federation for Affairs of the Press,
Television and Radio Broadcasting and Mass Communication Media)
ПИ № ФС 77–68474 dated from 31.01.2017
Index in the all-Russian catalogue «Press of Russia» 83586
Conditions for the Publishing Article in the Scientific Magazine «Yaroslavl Pedagogical Bulletin»
© FSBEI HE «Yaroslavl State Pedagogical University
named after K. D. Ushinsky», 2017
© Authors of articles, 2017
Стр.3
ЯРОСЛАВСКИЙ
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ВЕСТНИК
Научный журнал
Издается с 1994 года
№ 5–2017
СОДЕРЖАНИЕ
ОБЩАЯ ПЕДАГОГИКА. ИСТОРИЯ ПЕДАГОГИКИ И ОБРАЗОВАНИЯ
Волосовец Т. В. Аксиологические основания детствосберегающей концепции дошкольного образования ________________8
Болджурова И. С. Вызовы и угрозы развития национальной системы образования в XXI в. __________________________ 14
Елагина Е. Р. Социально-образовательные кластеры непрерывного образования: организационный аспект _____________ 17
Жильцова Е. С. Программа педагогического сопровождения самоопределения подростков,
проживающих в замещающих семьях ____________________________________________________________________ 23
Киселева Т. Г. Динамика формирования образа специалиста социальной сферы ____________________________________ 28
Ансимова Н. П., Золотарева А. В., Лекомцева Е. Н. Методологические и методические основы
оценки результативности работы педагогов с одаренными детьми ____________________________________________ 33
Мухамедьярова Н. А. Особенности исследования коммуникативной компетентности педагогов,
работающих с талантливыми детьми ____________________________________________________________________ 41
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ
Сычугова Л. П. Методы концептуализации и категоризации как основа лингвокогнитивного подхода к обучению
речемыслительной деятельности ________________________________________________________________________ 48
Куклина С. С. Компенсаторный компонент иноязычной коммуникативной компетенции
учащихся общеобразовательной школы __________________________________________________________________ 55
Синицын И. С. Определение оптимальных стратегий решения расчетных географических задач ______________________ 60
Лазарев А. А. Образовательный квест как средство развития интереса школьников
к соблюдению пожарной безопасности __________________________________________________________________ 65
Невзорова А. В. Образовательные результаты экологического воспитания младших школьников
во внеурочной деятельности ___________________________________________________________________________ 70
ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Зыкова Т. В., Кузнецова И. В., Тихомиров С. А., Смирнов Е. И. Критерии отбора содержания обучения математике
студентов педвуза на основе синергетического подхода ____________________________________________________ 75
Смирнов Е. И. Синергия исследования «проблемной зоны» базового учебного элемента содержания
математического образования __________________________________________________________________________ 82
Хамов Г. Г., Тимофеева Л. Н. Развитие творческой активности студентов при изучении теоретико-числового материала _ 91
Зыкова Т. В., Кузнецова И. В. Cинергия сетевого взаимодействия студентов
в процессе освоения математических знаний ______________________________________________________________ 95
Колесникова О. И. Развитие стилистического мышления у студентов-будущих журналистов ________________________ 103
Разумов Р. В. Имена собственные в практике преподавания курса «Активные процессы в русском языке» _____________ 109
Тарханова И. Ю. Формирование профессиональной компетентности социального педагога в вузе:
анализ отзывов студентов, выпускников и работодателей __________________________________________________ 114
Пиджоян Л. А., Ефремова И. В., Кириченко Т. Д. Профессиональная подготовка в вузе будущего педагога
к музыкально-просветительской деятельности ___________________________________________________________ 119
Кутанова Р. А. Применение современных информационных технологий
для активизации самостоятельной работы студентов в вузе _________________________________________________ 124
Ашурков И. С., Князев М. В., Чернов А. Ю., Федотов А. В. Проблемные аспекты внедрения электронных учебников
в образовательный процесс ___________________________________________________________________________ 127
Гурьянчик В. Н., Макеева Т. В. Особенности экономической компетентности курсантов военных вузов
в планировании бюджета молодой семьи ________________________________________________________________ 131
Ершиков С. М., Иванова И. В. Мониторинг уровня остаточных знаний студентов медицинского университета _________ 139
Мещеряков С. П., Егорычев А. О. Применение перцентильных шкал для оценки качества
учебной деятельности студентов по физической культуре __________________________________________________ 145
Кузнецов А. В. Структура функциональной подготовленности спортсменов в разных видах спортивных игр ___________ 150
Титовский А. В., Выприков Д. В., Моторин И. Н. Технология «бильярд» как направление физической культуры
в условиях снижения состояния здоровья _______________________________________________________________ 155
ДОПОЛНИТЕЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
Голованов В. П. Современное дополнительное образование детей как личное образовательное пространство детства____ 160
4
Стр.4
Логинова Л. Г. Управление программами дополнительного образования детей ____________________________________ 166
Молдалиева З. А. Роль педагогов дополнительного образования в социализации детей в процессе подготовки к школе __ 170
Байсалов Дж. У., Сейталиева Э. С. Возможности дополнительного образования в начальной школе _________________ 174
Дворяткина С. Н., Мельников Р. А. Технологическое обеспечение процессов самоорганизации
и саморазвития будущих учителей математики в системе дополнительного профессионального образования _______ 178
Смирнова А. Н., Редченкова Г. Д. Формирование ИКТ-компетентности педагога
в системе дополнительного профессионального образования _______________________________________________ 188
ПСИХОЛОГИЯ
Люк Х. История психологии: методология и методы __________________________________________________________ 194
Мазилов В. А. Будущее психологической науки: позитивный сценарий __________________________________________ 204
Поваренков Ю. П., Слепко Ю. Н. Психология учебной деятельности: современное состояние и перспективы развития __ 212
Малышев К. Б., Малышева О. А. Многомерный типологический подход к исследованию нарушений
в семейном воспитании ______________________________________________________________________________ 218
Микляева А. В., Безгодова С. А. «Клиповое мышление» в структуре стилевых характеристик
познавательной деятельности студентов ________________________________________________________________ 223
Лукомец А. А. Содержательная характеристика психологической готовности к выбору профессии в раннем юношестве _ 228
Мазилов В. А., Слепко Ю. Н., Ансимова Н. П., Цымбалюк А. Э. Интеграция сообщества и интеграция науки __________ 235
Пронина Н. Р. Взаимосвязь мотивационно-потребностных характеристик и склонности к лидерству _________________ 242
ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Мосолова Л. М. Культурология в контексте междисциплинарных исследований __________________________________ 247
Еремин А. В. Универсум и контекст в междисциплинарном культурно-историческом исследовании __________________ 252
Едошина И. А. Волошинский текст Евгения Архиппова: «EΦΗΜΕΡΙΣ ΚΙΜΜΕΡΙΑ» _______________________________ 257
Шапинская Е. Н. Формы сопротивления власти в (пост)современных культурных пространствах ____________________ 264
Ерохина Т. И. Феномен памяти в массовой культуре: контрпамять и постпамять в отечественном кинематографе ______ 269
Ерохина Т. И., Абовян А. А. Трансформация антиутопии в контексте массовой культуры:
О. Хаксли «Дивный новый мир», А. и Б. Стругацкие «Хищные вещи века» ___________________________________ 275
Злотникова Т. С. Экзистенциальность русского творца «бездны на краю»
(размышления в год 110-летия со дня рождения В. Т. Шаламова) ____________________________________________ 283
Летина Н. Н. «Русский» дискурс в актуализации классики современной массовой культурой _______________________ 288
Новиков М. В., Перфилова Т. Б. Следы шеллингианства в организации буслаевского дискурса ______________________ 293
Букарева Н. Ю., Лукьянчикова Н. В. Организация диалога в процессе сопоставительного анализа лирических текстов __ 300
ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИЗУЧЕНИЯ КУЛЬТУРНЫХ ПРОЦЕССОВ
Багновская Н. М. Тенденции социально-экономического развития Северской земли
и этнодинамика населения в ХVIII в. ___________________________________________________________________ 306
Летин В. А. Крымские дворцы Романовых в контексте отечественной усадебной культуры:
композиционно-семантический дискурс_________________________________________________________________ 314
Лукин О. В. Два И. Х. В. Линдеманна: культурный феномен немецких пасторов в Германии и Америке XIX в. _________ 320
Павлова М. А. Материально-культурная составляющая текста города Кологрива в начале XX в. _____________________ 326
Чжан Цзунхуа, Цзян Яньхун, Хань Вэньсюань Русская дворянская эмиграция в Китае после Октябрьской революции __ 331
Новиков М. В. Гражданские войны в России (1918–1920) и Испании (1936–1939): террор и церковь __________________ 342
Фатеева И. М. Культовый объект в модусе модернистской ментальности ________________________________________ 350
Каминская Т. Л. Историческая рефлексия в медиа: инфоповоды и стратегии _____________________________________ 356
Тирахова В. А. Репрезентация образа России – #Флешкульткино _______________________________________________ 361
КУЛЬТУРОСООБРАЗНЫЕ ПРАКТИКИ
Янутш О. А., Неретина Т. В., Новикова Н. П. Взросление как культурно-педагогическая проблема:
анализ ожиданий современных российских подростков ____________________________________________________ 368
Добрецова С. А. «Заумники», умницы и умники: интеллектуальная игра как форма культуросообразной деятельности
в сфере массовой культуры ___________________________________________________________________________ 374
Летина Н. Н. Пограничность индивидуального и коллективного в культурном опыте творческой личности:
К. Павлова, А. Блок, М. Врубель _______________________________________________________________________ 381
Ефимова В. Л. Российские диссертационные исследования моды как социокультурного феномена:
библиометрический анализ ___________________________________________________________________________ 386
Карчаа Л. Р. Образы рекламы: визуализация и стиль _________________________________________________________ 392
НАУЧНАЯ ЖИЗНЬ
Стоюхина Н. Ю. Наследие Моцарта психологии: обращение к потомкам ________________________________________ 397
СВЕДЕНИЯ ОБ АВТОРАХ ______________________________________________________________________________ 402
5
Стр.5
YAROSLAVL
PEDAGOGICAL BULLETIN
Scientific Magazine
Published since 1994
№ 5–2017
THE CONTENT
GENERAL PEDAGOGY. HISTORY OF PEDAGOGY AND EDUCATION
Volosovets T. V. Аxiological Foundations of the Childhood Safe Concept of Preschool Education ___________________________8
Boldzhurova I. S. Сhallenges and Threats of the National Educational System Development in the XXI century _______________ 14
Elagina E. R. Social and Educational Clusters of Life Learning Educational Programmes: Aspect of Their Organization ________ 17
Zhiltsova E. S. The Pedagogical Support Programme of Self-Determination of Teenagers Living in Foster Families ____________ 23
Kiseliova T. G. Dynamics of Formation of the Social Sphere Expert’s Image ___________________________________________ 28
Ansimova N. P., Zolotariova A. V., Lekomtseva E. N. Methodological and Methodical Bases of Assessing Teachers’ Work
Effectiveness with Gifted Children ________________________________________________________________________ 33
Mukhamedyarova N. A. Features of Researching a Communicative Competence of Teachers Working with Gifted Children _____ 41
THEORY AND METHODOLOGY OF TRAINING AND EDUCATION
Sychugova L. P. Methods of Conceptualization and Categorization as a Basis of Linguistic-Cognitive Approach
to Training in Speech Activity and Thinking ________________________________________________________________ 48
Kuklina S. S. Compensatory Component of Secondary School Students’ Foreign Language Communicative Competence _______ 55
Sinitsyn I. S. Determining Optimal Strategies for the Solution of Geographical Design Problems ___________________________ 60
Lazarev A. A. Educational Quest as Development Means of School Students’ Interest in Ensuring Fire Safety _________________ 65
Nevzorova A. V. Learning Results of Primary Pupils’ Environmental Education within Past-Time Activities __________________ 70
THEORY AND METHODOLOGY OF PROFESSIONAL EDUCATION
Zykova T. V., Kuznetsova I. V., Tikhomirov S. A., Smirnov E. I. Selection Сriteria of Training Сontent
in Mathematics of Students of Teacher Training University on the Basis of the Synergetic Approach ____________________ 75
Smirnov E. I. Synergy of Researching «a Problem Zone» of a Basic Educational Element of Mathematical Education Content ___ 82
Khamov G. G., Timofeeva L. N. Development of Students’ Creative Activity in Studying Number-Theoretic Material __________ 91
Zykova T. V., Kuznetsova I. V. Synergy of Students’ Network Interaction
in the Course of Mathematical Knowledge Development _______________________________________________________ 95
Kolesnikova O. I. Development of Student-Future Journalists’ Stylistic Thinking ______________________________________ 103
Razumov R. V. Proper Names in Practice of Teaching the Course «Active Processes in Russian» __________________________ 109
Tarkhanova I. Yu. Formation of the Social Teacher’s Professional Competence in Higher Education Institution:
Analysis of Students, Graduates and Employers’ Responses ___________________________________________________ 114
Pidzhoyan L. A., Efremova I. V., Kirichenko T. D. Professional Training of the Future Teacher-Musician
to the Musical and Educational Activities at the University ____________________________________________________ 119
Kutanova R. A. Use of Modern Information Technologies to Activate Students’ Independent Work
in Higher Education Institution __________________________________________________________________________ 124
Ashurkov I. S., Knyazev M. V., Chernov A. Yu., Fedotov A. V. Problematic Aspects of Introducing Electronic Textbooks
in the Educational Process _____________________________________________________________________________ 127
Guryanchik V. N., Makeeva T. V. Features of Military Higher Education Institution Cadets’ Economic Competence
in Planning the Young Family Budget ____________________________________________________________________ 131
Ershikov S. M., Ivanova I. V. Monitoring of the Level of Medical University Students’ Residual Knowledge ________________ 139
Meshcheryakov S. P., Egorychev A. O., Vikulov A. D. Application of Percentile Scales for Assessing the Quality
of Students’ Educational Activity on Physical Culture ________________________________________________________ 145
Kuznetzov A. V. Structure of Functional Readiness of Sportsmen Specializing in Different Kinds of Sports Games ____________ 150
Titovsky A. V., Vyprikov D. V., Motorin I. N. «Billiards» Technology as the Direction of Physical Culture
in Conditions of Health Decrease ________________________________________________________________________ 155
ADDITIONAL EDUCATION
Golovanov V. P. Modern Additional Education of Children as Personal Educational Space of Childhood ____________________ 160
Loginova L. G. Programme Management in Children Additional Education Institutions _________________________________ 166
Moldalieva Z. A. The Role of Extracuricular Supplementary School Teachers in Socialization of Children
in the Preparation Process to School ______________________________________________________________________ 170
Baysalov J. U., Seytalieva E. S. Possibilities of Additional Education at Elementary School ______________________________ 174
6
Стр.6
Dvoryatkina S. N., Melnikov R. A. Technological Support of Self-Organization and Self-Development Processes
of Future Mathematics Teachers in the Additional Professional Education System __________________________________ 178
Smirnova A. N., Redchenkova G. D. Formation of the Teacher’s ICT Competence in the Additional Professional
Educational System ___________________________________________________________________________________ 188
PSYCHOLOGY
Luk Kh. Psychology History: Methodology and Methods _________________________________________________________ 194
Mazilov V. A. Future of Psychological Science: Positive Scenario __________________________________________________ 204
Povarenkov Yu. P., Slepko Yu. N. Psychology of Educational Activity: Current State and Development Prospects ____________ 212
Malyshev K. B., Malyshev O. A. Multidimensional Typological Approach to Study Disorders in Family Education ___________ 218
Miklyaeva A. V., Bezgodova S. A. «Clip Mind» in the Structure of the Style Characteristics in Students’ Cognitive Activity:
Results of the Experimental Study _______________________________________________________________________ 223
Lukomets A. A. Theoretical Aspects of the Essential Characteristics of Psychological Readiness for Career Choice
in Early Adolescence _________________________________________________________________________________ 228
Mazilov V. A., Slepko Yu. N., Ansimova N. P., Tsymbalyuk A. E. Integration of Community and Integration of Science _______ 235
Pronina N. R. Interrelation of Motivational and Need Characteristics and Inclination to Leadership ________________________ 242
THEORETICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Mosolova L. M. Culturology in the Context of Interdisciplinary Research ____________________________________________ 247
Eriomin A. V. Universum and Context in a Cross-Disciplinary Cultural and Historical Research __________________________ 252
Edoshina I. A. Voloshin’s Text by E. Ya. Arkhippov: «EΦΗΜΕΡΙΣ ΚΙΜΜΕΡΙΑ» _____________________________________ 257
Shapinskaya E. N. Forms of Power Resistance in (Post)Modern Cultural Spaces ______________________________________ 264
Erokhina T. I. A Memory Phenomenon in Popular Culture: Countermemory and Post-Memory in Russian Cinema ___________ 269
Erokhina T. I., Abovyan A. A. Transformation of Anti-Utopia in Popular Culture Context:
O. Huxley’s «The Marvelous New World», A. and B. Strugatsky’s «Predatory Things of the Century» __________________ 283
Zlotnikova T. S. Existenciality of the Russian Creator of «Abyss on the Edge» (thoughts in the year of the 110 anniversary
since the birth of V. T. Shalamov) _______________________________________________________________________ 283
Liotina N. N. «Russian» Discourse in Updating of Classics Modern Popular Culture ___________________________________ 288
Novikov M. V., Perfilova T. B. Schellingism Traces in Organization of Buslaev’s Discourse _____________________________ 293
Bukareva N. Yu., Lukyanchikova N. V. Organization of Dialogue in the Course of the Lyrical Text Comparative Analysis _____ 300
HISTORICAL ASPECTS TO STUDY CULTURAL PROCESSES
Bagnovskaya N. M. Trends in Socio-Economic Development of the Seversk Land and Population Ethnogenomics
in the ХVIII century __________________________________________________________________________________ 306
Liotin V. A. The Romanovs’ Crimean Palaces in the Context of Russian Farmstead Culture:
Composite and Semantic Discourse ______________________________________________________________________ 306
Lukin O. V. Two J. C. W. Lindemanns: the Cultural Phenomenon of German Pastors in Germany and America
in the XIX Century ___________________________________________________________________________________ 320
Pavlova M. A. Material and Cultural Component of the Text of Kologriv City at the Beginning of the 20th century ____________ 326
Zhang Zonghua, Jiang Yanhong, Han Wenxuan The Russian Noble Emigration in China after the October Revolution _______ 331
Novikov M. V. Civil Wars in Russia (1918–1920) and Spain (1936–1939): Terror and Church ____________________________ 342
Fateeva I. M. Cult Object in a Mode of Modernist Mentality ______________________________________________________ 350
Kaminskaya T. L. Historical Reflection in Media: Information Occasions and Strategies ________________________________ 356
TirakhovaV. A. Representation of Russia’s Image – #Флешкульткино ______________________________________________ 361
CULTURE CONFORMABLE PRACTICES
Yanutsh O. A., Neretina T. V., Novikova N. P. Growing Up as a Cultural-Pedagogical Problem:
Analysis of Modern Russian Teenagers’ Expectations ________________________________________________________ 368
Dobretsova S. A. «Futurists», Clever Girls and Clever Boys: Intellectual Game as a Form of Culture-Congruent Activity
in the Popular Culture Sphere ___________________________________________________________________________ 374
Liotina N. N. Frontier of Individual and Collective in Cultural Experience of the Creative Person:
K. Pavlova, A. Blok, M. Vrubel _________________________________________________________________________ 381
Efimova V. L. Russian Dissertation Research Fashion as a Sociocultural Phenomenon: Bibliometric Analysis ________________ 386
Karchaa L. R. Images of advertisement: visualisation and style ____________________________________________________ 392
SCIENTIFIC LIFE
Stoyukhina N. Yu. Mozart’s Heritage to Psychology: Speech to Descendants _________________________________________ 397
INFORMATION ABOUT THE AUTHORS __________________________________________________________________ 407
7
Стр.7