Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Грани  / № 126 1982

О свободе и самоуправлении в России. Часть 1 (290,00 руб.)

0   0
Первый авторПушкарев
Страниц71
ID356954
АннотацияПушкарев в центр своих научных интересов поставил вопросы, актуальные не только для его времени, но и во многом для сегодняшнего дня. Прежде всего это проблемы российской государственности и социально-политической истории, из которых главными являются: процесс образования Русского государства, онтологические основы национального самосознания, дихотомия «общество и власть», свобода и собственность в России, народное представительство, генезис русской крестьянской общины и ее роль в жизни общества. В рамках решения этих проблем историк рассматривал вопросы происхождения крепостничества, значения Великой реформы 1861 г. и аграрной политики П. А. Столыпина, истории российского земства.
Пушкарев, С. Г. О свободе и самоуправлении в России. Часть 1 / С. Г. Пушкарев // Грани .— 1982 .— № 126 .— С. 140-210 .— URL: https://rucont.ru/efd/356954 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

За периодами реформ следовали периоды реакции: после реформ местного управления в 50-х годах XVI века пришла опричнина; в ХГХ веке после Сперанского пришел Аракчеев; после великих реформ 60-х годов пришел Победоносцев. <...> Политический строй древнерусских княжеств характеризуется своеобразным сочетанием двух начал: монархического, в лице князя, и демократического, в лице веча, народного собрания в „старших" областных городах. <...> По свидетельству начальной летописи, „новгородцы изначала и кияне, и смольняне, и полочане, и вся власти (то есть волости или области) на веча сходятся и на что же старейшие сдумают, на то и пригороды станут" (то есть малые города области принимают решения народного собрания главного города). <...> Князь обещал населению его „любити и добра хотети", и народ сажал его на княжий „стол" в главной церкви города и не вмешивался в текущие дела управления, если князь был народу „люб". <...> Собственная дружина князя (его „гвардия") была невелика числом и недостаточна для ведения серьезной войны; для этого нужно было созвать народное ополчение, что было невозможно без согласия веча. <...> Теперь князьям не нужно было искать популярности в народе, они получали свою власть не по желанию или согласию веча, а по „ярлыкам" на княжение, которые им давал татарский хан. <...> 145 Порядок законодательства формулировала псковская „судная грамота": если ее следовало дополнить новой „строкой" (статьей), то „посадникам доложити господину Пскову на вече, да тоя строка написати. <...> Итак, землевладельцы были обязаны нести военную службу, а их крестьяне были обязаны своим трудом содержать военнослужилое сословие. <...> Уложение 1649 г. закрепило крестьян за своими господами, но они еще не стали их „холопами" или рабами; смешение этих двух классов произошло только в XVIII веке. <...> Что же касается свободного сельского и городского населения, то на него, помимо денежных платежей разного рода, было наложено „тягло" натуральных повинностей, в <...>