Логические и интуитивные аспекты формирования понятия «температура» УДК 372.853, 536.5 Физическое образование в вузах. <...> 22, № 1, 2016 Логические и интуитивные аспекты формирования понятия «температура» Александр Сергеевич Кондратьев, Людмила Анатольевна Ларченкова, Таисия Сергеевна Новикова Российский государственный педагогический университет им. <...> А.И. Герцена 191168 Россия, СанктПетербург, наб. реки Мойки, 48; email: kondrat6125@mail.ru, larludmila@yandex.ru Предложена дидактическая цепочка введения, развития и применения понятия температуры на различных уровнях обучения физике. <...> В настоящей работе мы остановимся на вопросе развития логического и интуитивного компонентов мышления на основе предлагаемой методической цепочки введения, развития и применения при исследовании реальных явлений окружающего мира одного из самых фундаментальных понятий современной теории систем многих частиц – температуры. <...> В соответствии с этим выполнено и структурирование статьи по разделам, отражающим эти аспекты. <...> Предлагаемое структурирование не предполагается жёстким – преподаватели самостоятельно могут вычленять и посвоему компоновать различные элементы в зависимости от уровня обучения и программы курса физики, начиная от средней школы и заканчивая курсом общей физики вузов. <...> Принятое в работе структурирование отражает изучение обсуждаемого вопроса в педагогическом вузе. <...> 85 86 А.С. Кондратьев, Л.А. Ларченкова, Т.С. Новикова Понятие температуры пронизывает всю физику: умноженная на постоянную Больцмана абсолютная температура представляет собой параметр, входящий практически во все основные физические законы и выражающие их формулы и уравнения, описывающие свойства сложных систем. <...> Повседневное понятие температуры Понятие температуры входит в сознание ребёнка очень рано, задолго до начала обучения в школе. <...> «Усвоение» понятия температуры происходит сначала на эмпирическом уровне без понимания какоголибо физического <...>