Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634655)
Контекстум
.
Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки".  / № 1 2016

Элементы мифологизма в произведениях М. Пришвина и Е. Замятина о Русском Севере (90,00 руб.)

0   0
Первый авторПоспелова Ольга Владимировна
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц9
ID354380
АннотацияВ статье анализируются элементы мифологизма в произведениях М. Пришвина и Е. Замятина – создателей Северного текста русской литературы. Автор статьи обращается к очерковым произведениям М. Пришвина «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), а также к повести Е. Замятина «Север» (1918), рассказам «Кряжи» (1915), «Африка» (1916), «Ёла» (1928). Художественная структура рассматриваемых произведений во многом уподобляется мифологической структуре, что происходит благодаря трансформации линейного времени в циклическое, особой синкретичности художественного пространства, появлению элементов фантастического и чудесного, мифологическому принципу создания образов персонажей, наличию в тексте данных произведений мифологических мотивов и мифологем. Анализ мифопоэтических элементов позволяет сделать вывод о том, что их использование в художественной ткани произведений гармонично сочетается с философской идеей всеединства, которая была близка Пришвину. Мифотворчество М. Пришвина – это особый способ освоения и познания мира, тогда как Е. Замятин реконструирует мифологическое сознание, его мифологизм – это в большей степени художественный прием, который позволяет реализовать идею синтетизма, разработанную писателем в его теоретических трудах. Мифопоэтическая модель художественного мира Замятина основана на метафоризации, мифологическом хронотопе, особой структуре субъективно-вторской организации. Мифопоэтические элементы могут проявляться на различных уровнях структуры текста рассмотренных произведений: в сюжетно-композиционной организации, в пространственно-временном плане, а также на уровне авторского присутствия или образной системы. Мифопоэтический характер многих элементов художественного мира как Пришвина, так и Замятина рассматривается в данной статье как некий интегрирующий фактор, потому как именно мифологичность во многом способствует созданию единой художественной системы в творчестве этих писателей. Произведения Пришвина и Замятина впервые сопоставляются в рамках изучения Северного текста русской литературы как локального сверхтекста.
Поспелова, О.В. Элементы мифологизма в произведениях М. Пришвина и Е. Замятина о Русском Севере / О.В. Поспелова // Вестник Северного (Арктического) федерального университета. Серия "Гуманитарные и социальные науки". .— 2016 .— № 1 .— DOI 10.17238/issn2227-6564.2016.1.126 .— URL: https://rucont.ru/efd/354380 (дата обращения: 23.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

В статье анализируются элементы мифологизма в произведениях М. <...> Автор статьи обращается к очерковым произведениям М. <...> Пришвина «В краю непуганых птиц» (1907) и «За волшебным колобком» (1908), а также к повести Е. Замятина <...> Художественная структура рассматриваемых произведений во многом уподобляется мифологической структуре, что происходит благодаря трансформации линейного времени в циклическое, особой синкретичности художественного пространства, появлению элементов фантастического и чудесного, мифологическому принципу создания образов персонажей, наличию в тексте данных произведений мифологических мотивов и мифологем. <...> Анализ мифопоэтических элементов позволяет сделать вывод о том, что их использование в художественной ткани произведений гармонично сочетается с философской идеей всеединства, которая была близка Пришвину. <...> Пришвина – это особый способ освоения и познания мира, тогда как Е. Замятин <...> реконструирует мифологическое сознание, его мифологизм – это в большей степени художественный прием, который позволяет реализовать идею синтетизма, разработанную писателем в его теоретических трудах. <...> Мифопоэтическая модель художественного мира Замятина основана на метафоризации, мифологическом хронотопе, особой структуре субъективно-вторской организации. <...> Мифопоэтические элементы могут проявляться на различных уровнях структуры текста рассмотренных произведений: в сюжетно-композиционной организации, в пространственно-временном плане, а также на уровне авторского присутствия или образной системы. <...> Мифопоэтический характер многих элементов художественного мира как Пришвина, так и Замятина рассматривается в данной статье как некий интегрирующий фактор, потому как именно мифологичность во многом способствует созданию единой художественной системы в творчестве этих писателей. <...> Произведения Пришвина и Замятина впервые сопоставляются в рамках изучения Северного текста русской <...>