№ 4 ОПЫТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПЕДАГОГИКИ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ РАБОТА КАК КОМПОНЕНТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ АДАПТАЦИИ ПЕРВОКУРСНИКОВ К ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЕ ВУЗА И.В. <...> Арендачук (кафедра социальной психологии образования и развития Саратовского государственного университета имени Н.Г. Чернышевского; e-mail: arend-irina@yandex.ru) В статье представлены результаты экспериментального исследования, в процессе которого прошла апробацию программа психолого-педагогического сопровождения процесса адаптации студентов первого курса к образовательной среде вуза. <...> Показано, что целенаправленная и планомерная воспитательная работа куратора студенческой группы в сочетании с социально-психологическим тренингом способствует более успешной адаптации студентов. <...> Показателями этой успешности является сформированность адаптивных форм поведения в учебной и социальной деятельности, повышение адаптационного потенциала личности и более высокие показатели ее социально-психологической адаптации. <...> Прикладной аспект исследуемой проблемы может быть реализован в разработке программ психолого-педагогического сопровождения первокурсников на начальном этапе обучения в вузе. <...> Ключевые слова: адаптация, образовательная среда вуза, воспитательная работа, психолого-педагогическое сопровождение адаптации студентов первого курса. <...> Проблема адаптации студентов первого курса к новой образовательной среде является актуальной для современной системы высшего профессионального образования, поскольку от ее успешности на начальном этапе обучения зависит результативность всей дальнейшей профессиональной подготовки будущих специалистов. <...> Образовательная среда вуза становится для первокурсников и объектом адаптации, и источником формирования стрессов и социально-психологических рисков. <...> С одной стороны, у студентов возникает необходимость адаптироваться к социальной роли студента, к новым формам учебы и жизни <...>