Черемошкина (Московский педагогический государственный университет; email: LVCH2007@yandex.ru) В статье раскрывается тезис о том, что для сохранения суверен ности современной России системе образования необходимо сосредо точиться на воспитании русского характера. <...> Представлены результаты нескольких исследований нравственных ориентиров учащейся молодежи. <...> Русский мир для всех наших БРАТСКИХнародов—это и основа взаимодействия, и защита от исчезновения, и залог сохранения малочисленных народностей. <...> Можно сказать, что черты русского характера направлены на сохранение своей русскости, которая проявляется: —в любви к Родине (когда сохранение, защита Родины— сверх цель, доминирующая над личным, индивидуальным, сиюминутным); —в стойкости как способности противостоять давлению, угро зам, опасностям, базирующейся на своей правоте, на уверенности в собственных действиях; —в отношении к земле как объекту и предмету заботы, поэтому возделывание земли—главное (глубинное, корневое) предназначение человека в менталитете русского народа; — в ориентации на помощь и защиту ближнего, проявляющей ся в выраженности альтруистических тенденций, в доминировании у русского альтруизма над эгоизмом; —в отсутствии захватнических ориентаций. <...> 39 Архетипизм указанных выше черт русского характера заклю чается в фундаментальной ориентации русского на сохранение своей души. <...> Иначе говоря, архетипы русского характера связаны с уверенностью в том, что ЧЕЛОВЕК может делать все, что ему угодно, все, что ему хочется, если это не наносит вреда окружа ющим людям, земле, природе, стране в целом. <...> Именно этим объяс няется отсутствие в отечественной педагогической мысли и фольк лоре ориентаций на самореализацию личности, самоактуализацию индивидуального своеобразия ребенка. <...> Можно сказать, что рус скому для счастья необходимо ощущать независимость (относи тельную независимость) от властей, но не свободу от заботы <...>