Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.
Вестник Московского университета. Серия 7. Философия  / №4 2015

СУБЪЕКТ БЕЗ ПРЕДИКАТА, ИЛИ ТЕОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО У ФИХТЕ И ШЕЛЛИНГА (60,00 руб.)

0   0
Первый авторЗолотухин
Страниц16
ID353255
АннотацияСтатья посвящена рассмотрению идеи бессознательного Абсолютного в творчестве И.Г. Фихте и Ф.В.Й. Шеллинга. Автор показывает, что предпосылки философской теологии бессознательного заложены в фихтевской концепции апофатически определяемого абсолютного Я. Субъективность и яйность абсолютного Я не означают, что оно является личностью (ее немецкие идеалисты не мыслят вне субъект-объектного противопоставления, т.е. вне конечного мира). Шеллинг развивает и «онтологизирует» учение о бессознательном Абсолютном. Из последнего логически вытекает общее для всех немецких идеалистов учение о божественном самоосознании. Автор рассматривает философскую теологию Шеллинга как учение о бессознательном и осознающем себя Боге.
Золотухин, В.В. СУБЪЕКТ БЕЗ ПРЕДИКАТА, ИЛИ ТЕОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО У ФИХТЕ И ШЕЛЛИНГА / В.В. Золотухин // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия .— 2015 .— №4 .— С. 22-37 .— URL: https://rucont.ru/efd/353255 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

№ 4 В.В. Золотухин* СУБЪЕКТ БЕЗ ПРЕДИКАТА, ИЛИ ТЕОЛОГИЯ БЕССОЗНАТЕЛЬНОГО У ФИХТЕ И ШЕЛЛИНГА Статья посвящена рассмотрению идеи бессознательного Абсолютного в творчестве И.Г. Фихте и Ф. <...> Автор показывает, что предпосылки философской теологии бессознательного заложены в фихтевской концепции апофатически определяемого абсолютного Я. <...> Субъективность и яйность абсолютного Я не означают, что оно является личностью (ее немецкие идеалисты не мыслят вне субъект-объектного противопоставления, т.е. вне конечного мира). <...> Шеллинг развивает и «онтологизирует» учение о бессознательном Абсолютном. <...> Из последнего логически вытекает общее для всех немецких идеалистов учение о божественном самоосознании. <...> The subject without predicate or theology of the unconscious in works of Fichte and Schelling This article is devoted to the analysis of the notion of the unconscious Absolute in works of J.G. <...> The author shows that the premises of the philosophical theology of the Unconscious have its roots in Fichte’s doctrine of the absolute Ego which is apophatically defined. <...> Schelling develops and “ontologizes” the doctrine of the unconscious Absolute. <...> The author considers Schelling’s philosophical theology as a doctrine of the unconscious self-realizing God. <...> Следует сказать, что немецкий идеализм очень сложен и многогранен, а проблема сознания является в нем одной из ключевых — ей могут быть посвящены многотомные исследования. <...> Создаются они исключительно на основе понятийной и концептуальной системы немецкого идеализма. <...> Поэтому мы намеренно не касаемся здесь позднейших идей Эдуарда фон Гартмана. <...> Их интересует человеческое и божественное самосознание и самоосознавание, поэтому о бессознательном они говорят лишь в связи с ними. <...> При этом когда речь идет о бессознательных составляющих эмпирического, конечного Я, рассматриваемая проблематика получает преимущественно гносеологическую окраску; когда же речь заходит о бессознательном в Абсолютном, в Боге, начинается выстраивание философской теологии. <...> Из новейших хотелось бы выделить труд Эльке Фёльмике «Бессознательное в немецком идеализме» (2005), а из «классических <...>