Андреев*, Т.В. Кузнецова** КАТЕГОРИЯ ИСТИНЫ И ПРОБЛЕМА ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ПРАВДЫ 100-летию со дня рождения М.Ф. Овсянникова посвящается Статья посвящена развитию классической концепции художественной правды. <...> Анализируется смысловая связь между категорией художественной правды и концепцией искусства как мимезиса. <...> The category of truth and problem of artistic truth. <...> The article is devoted to the development of classical concept of artistic truth. <...> The authors analyze semantic connection between truth in art artistic truth and mimesis as well as different types of artistic truth. <...> Понятие художественной правды наравне с такими понятиями, как «прекрасное» [Т.В. Адорно, 2001] и «народное» [Т.В. Кузнецова, 2010], составляло концептуальную основу классической эстетики и философии искусства. <...> Соответственно, правдивость считалась неотъемлемым качеством подлинного искусства, может быть, даже более важным, чем красота, поскольку это качество было связано непосредственно с пониманием художественной образности как сути искусства1. <...> Разумеется, каждая эпоха и каждая национальная культура вносили в это понимание свои смысловые оттенки. <...> Скажем, японский эстетический принцип макото (верность тому, «что видишь и слышишь») не вполне совпадает с творческими установками европейского реализма XIX в., а эти последние — * Андреев Андрей Леонидович — доктор философских наук, профессор, заведующий кафедрой истории и философии ВГИК имени С.А. Герасимова, тел. <...> . 100 с подражанием «украшенной природе», о котором столетием раньше говорили теоретики европейского классицизма. <...> И во всех случаях логично рассматривать художественную правду в контексте теории познания, в концептуальном сопряжении с понятием истины. <...> Иначе говоря, философская категория истины и конкретизирующие ее понятия выполняют регулятивно-методологическую функцию. <...> Философские понятия устанавливают общее направление интерпретации вопроса об эпистемологической действительности сознания, которое зависит от изначального «философского выбора». <...> Так, в субъективистской эстетике <...>