Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634794)
Контекстум
.

Бизнес-планирование: методические рекомендации, примеры реализации теоретических положений (200,00 руб.)

0   0
Первый авторПидоймо Людмила Петровна
АвторыМинистерство образования и науки РФ , Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет"
ИздательствоВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
Страниц192
ID353041
АннотацияУчебное пособие содержит теоретико-методические положения по определению планирования, факторов преобразований, зависимости от стадий в цикле развития предприятий, значения функций управления в планировании
УДК334.7:005.511(075,8)
ББК65.23я7
Пидоймо, Л. П. Бизнес-планирование: методические рекомендации, примеры реализации теоретических положений : учебное пособие / Министерство образования и науки РФ, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования "Воронежский государственный университет"; Л. П. Пидоймо .— Воронеж : ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ, 2015 .— 192 с. — URL: https://rucont.ru/efd/353041 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л. П. Пидоймо БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ: БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ: МЕТ ДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Учебное пособие МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,, ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ Воронеж Издательский дом ВГУ 2015 УДК 334.7:005.511(075,8) ББК 65.23я7 П32 Р е ц е н з е н т ы: д-р экон. наук, проф. <...> Бизнес-планирование : методические рекомендации, примеры реализации теоретических положений, практические задания : учебное пособие / Л. П. Пидоймо ; Воронеж. гос. ун-т. <...> В необходимой мере дается представление о системе планов разного уровня, особенностях видов планов, основном содержании разделов бизнес-плана. <...> Представлены методические рекомендации по разработке отдельных разделов бизнес-плана: актуальность, характеристика инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта, команда и ключевые ее члены, подразделы маркетингового плана и др. <...> Отечественные и международные стандарты разработки бизнес-плана . <...> Оценка рыночного спроса и предложения в маркетинговом планировании . <...> Рекомендации по планированию мер финансового оздоровления, модернизации предприятий . <...> Международные и отечественные стандарты разработки бизнес-плана . <...> 190 4 Посвящается 20-летию Бизнес-школы Предисловие Учебное пособие включает теоретические основы планирования, методические рекомендации по бизнес-планированию: общие положения и рекомендации по разработке отдельных разделов бизнес-плана: резюме, актуальность, характеристика инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта, команда проекта и ее ключевые члены, дополнительные возможности коммерциализации проекта, отдельные разделы маркетингового плана и др. <...> Даны основные разделы бизнес-плана <...>
Бизнес-планирование_методические_рекомендации,_примеры_реализации_теоретических_положений.pdf
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ» Л. П. Пидоймо БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ: БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ: МЕТ ДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ, ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Учебное пособие МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,, ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ Воронеж Издательский дом ВГУ 2015
Стр.1
УДК 334.7:005.511(075,8) ББК 65.23я7 П32 Р е ц е н з е н т ы: д-р экон. наук, проф. А. М. Букреев (Воронежский государственный технический университет), д-р экон. наук, проф. Ю. И. Трещевский (Воронежский государственный университет) П32 Пидоймо Л. П. Бизнес-планирование : методические рекомендации, примеры реализации теоретических положений, практические задания : учебное пособие / Л. П. Пидоймо ; Воронеж. гос. ун-т. – Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015. – 192 с. ISBN 978-5-9273-2243-5 Учебное пособие содержит теоретико-методические положения по определению планирования, факторов преобразований, зависимости от стадий в цикле развития предприятий, значения функций управления в планировании. Представлены модель модернизации предприятия, процесс планирования, методологические основы (принципы, методы). В необходимой мере дается представление о системе планов разного уровня, особенностях видов планов, основном содержании разделов бизнес-плана. Представлены методические рекомендации по разработке отдельных разделов бизнес-плана: актуальность, характеристика инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта, команда и ключевые ее члены, подразделы маркетингового плана и др. Даны практические примеры и задания. Для обучающихся по программе послевузовской профессиональной подготовки и повышения квалификации менеджеров и слушателей МВА, а также для студентов и магистров, изучающих дисциплины «Бизнес-планирование», «Система планирования деятельности организации». УДК 334.7:005.511(075,8) ББК 65.23я7 ISBN 978-5-9273-2243-5 © Пидоймо Л. П., 2015 © Воронежский государственный университет, 2015 © Оформление, оригинал-макет. Издательский дом ВГУ, 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ Предисловие ...................................................................................... 5 1. Введение в планирование ......................................................... 7 1.1. Определение планирования .................................................. 7 1.2. Модернизация как предмет планирования современных преобразований ....................................................... 9 1.3. Планирование в модели модернизации хозяйствующего субъекта ............................................................ 10 1.4. Пофакторное планирование модернизации предприятия .................................................................................. 13 1.5. Планирование нововведений в зависимости от стадии цикла развития предприятия ..................................................... 16 1.6. Анализ и планирование в управлении изменениями хозяйствующих субъектов ........................................................... 18 1.7. Процесс планирования ......................................................... 21 1.8. Принципы планирования .................................................... 23 1.9. Методы планирования.......................................................... 26 2. Методические рекомендации по бизнес-планированию ... 31 2.1. Отечественные и международные стандарты разработки бизнес-плана ................................................................................. 31 2.2. Методические положения по системному планированию развития предприятий ................................................................. 32 2.3. Основное содержание разделов бизнес-плана. Практическая реализация методических рекомендаций ..................... 37 2.4. Оценка рыночного спроса и предложения в маркетинговом планировании ..................................................................... 51 2.5. Планирование интеграции бизнеса (организационноуправленческий раздел) .............................................................. 55 Контрольные вопросы .................................................................. 63 Практические задания ................................................................. 66 Приложения Приложение 1. Современные проблемы предприятий, требующие планового решения ........................................................... 101 Приложение 2. Основные проблемы предприятий, систематизированные по функциональным подсистемам ............... 103 Приложение 3. Плановые факторы модернизации предприятий ........................................................................................... 105 3
Стр.3
Приложение 4. Финансовые факторы развития предприятия ... 107 Приложение 5. Оценка финансового состояния предприятия ........................................................................................... 108 Приложение 6. SWOT-анализ предприятия ................................. 112 Приложение 7. Направления анализа при планировании изменений .............................................................................................. 114 Приложение 8. Цели развития предприятий ............................... 117 Приложение 9. Стратегии развития предприятий ...................... 120 Приложение 10. Рекомендации по планированию мер финансового оздоровления, модернизации предприятий ................ 125 Приложение 11. Международные и отечественные стандарты разработки бизнес-плана ...................................................................... 133 Приложение 12. Модель системы планирования модернизации предприятия ........................................................................................... 148 Приложение 13. Практический пример программы модернизации предприятия ................................................................. 149 Приложение 14. Мотивация целевых комплексных программ ... 155 Приложение 15. Практический пример бизнес-плана организации производства новой продукции (основные расчеты) .............. 158 Приложение 16. Критерии и показатели оценки рыночного спроса и предложения в маркетинговом планировании. Практический пример .......................................................................... 177 Приложение 17. Пример плана разработки и создания нового изделия в холдинге ........................................................................... 183 Литература ....................................................................................... 190 4
Стр.4
Посвящается 20-летию Бизнес-школы Предисловие Учебное пособие включает теоретические основы планирования, методические рекомендации по бизнес-планированию: общие положения и рекомендации по разработке отдельных разделов бизнес-плана: резюме, актуальность, характеристика инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта, команда проекта и ее ключевые члены, дополнительные возможности коммерциализации проекта, отдельные разделы маркетингового плана и др. В приложениях теоретико-методические рекомендации детализируются, дополняются, реализуются с помощью практических примеров планирования на конкретных предприятиях, в компаниях. Даны основные разделы бизнес-плана: производственного предприятия по организации производства нового изделия. Методические рекомендации содержат основополагающие теоретические положения по бизнес-планированию: определение планирования, отражающее его сущность; представление модернизации как предмета планирования; рассмотрение факторов модернизации для планирования; установление взаимосвязи и взаимообусловленности планирования с другими функциями управления, в частности с анализом, который проводится в предплановый, плановый и послеплановый периоды; с целеполаганием, предшествующим планированию. Рассматриваются особенности планирования на разных уровнях внешней и внутренней среды хозяйствующего субъекта. В учебном пособии нашли отражение методологические основы планирования: принципы и методы, системный подход. Система планирования включает разработку планов, программ и проектов, индикативных планов (народно-хозяйственных, региональных, отраслевых), хозяйствующих субъектов: предприятий и компаний, тактических планов подразделений. Показаны отличительные особенности разных планов. Программный подход в планировании направлен на определение наиболее эффективных путей достижения поставленных целей, разрешение той или иной проблемы, расширение возмож5
Стр.5
ности комплексного обоснования мер финансового оздоровления и развития. В программах увязываются плановые действия, согласовываются усилия отраслей, регионов, предприятий, что отражает интеграционные процессы в экономике при решении народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных проблем. Программно-целевой подход осуществляется во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном управлении, обеспечивая принятие организационных и прочих мер целенаправленного планового воздействия. Планы модернизации предприятия – иерархическая композиция с составными частями: планами, включающими кумулятивные улучшения, и планами, обеспечивающими модернизационные преобразования отдельных подсистем и (или) интегративных основ конкретной системы. В рамках плана-комплекса предприятия, отражающего модернизационные изменения, разрабатываются частные (локальные) проекты, обеспечивающие приоритеты модернизации, т. е. научно-технический прогресс, гармонизацию интеграционных процессов. Модернизация как целенаправленное изменение объекта представляет собой проект, отражающий построение и обоснование целенаправленных, качественных, необратимых изменений. Схема проектирования: главная цель – корпоративные, функциональные стратегии – приоритеты – цели – концепции – анализ состояния предприятий – производственно-хозяйственные связи – план по факторам – программы – целевые показатели – финансирование – реализация и контроль. Методические основы бизнес-планирования предполагают определение критериев сроков планирования, рассмотрение отечественных и международных стандартов, особенностей планов с учетом целей, сфер, масштаба бизнеса, иерархического уровня, стадии развития хозяйствующего субъекта. В учебном пособии реализация теоретико-методических положений иллюстрируется в приложениях практическими примерами и заданиями, которые даны для закрепления знаний основ планирования, системы планов, особенностей планов различных иерархических уровней (индикативного, корпорации, предприятия, департамента), методических положений по разработке отдельных разделов бизнес-плана. 6
Стр.6
ЛИТЕРАТУРА 1. Бизнес-план: информационный портал о бизнес-планах. – Режим доступа: http://www.md/-bplan.ru/ 2. Бизнес-планирование инноваций : монография / Ю. П. Анисимов [и др.]. – Воронеж : Научная книга, 2008. – 558 с. 3. Википедия. Сводная энциклопедия. – Режим доступа: http://ru.wikipedia. org/wikiSgrop. 288ureau of Financial Modeling.29 4. Влияние типов рынка сбыта на факторы производственной деятельности предприятия. – Режим доступа: http://www. aspirant.vsu.ru 5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс : пер. с англ. / Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2007. – 656 с. 6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Котлер. – 2-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 816 с. 7. Критерии оценки проектов / И. М. Волков, М. В. Грачева, Д. С. Алексанов ; Институт экономического развития Всемирного банка. – Режим доступа: http://www.cfi n.ru/fi nanalysis/cf_criteria. shtml 8. Лебедева С. Ничего личного / С. Лебедева // Приложение к газете «Коммерсантъ». № 6(6) от 20.04.2010. – Режим доступа : http.//www.kommersant.ru 9. Косов В. В. Методические рекомендации по оценке эффективности инвестиционных проектов / В. В. Косов, В. Н. Лившиц, А. Г. Шахназаров. – М. : Экономика, 2000. – 421 с. 10. Ойнер О. К. Управление результативностью маркетинга / О. К. Ойнер. – М. : Юрайт, 2012. – 343 с. 11. Орлова Е. Р. Бизнес-план : методика составления и анализ типовых ошибок / Е. Р. Орлова. – 8-е изд. – М. : Омега-Л, 2011. 12. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим доступа: http://bass. consultant/cjns/cgi/online.cgi 13. Пидоймо Л. П. Маркетинговое планирование рыночного спроса и предложения : монография / Л. П. Пидоймо, К. Л. Загорулько. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2011. – 82 с. 14. Пидоймо Л. П. Планирование модернизации промышленных предприятий : Методологические и методические аспекты : монография / Л. П. Пидоймо. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2005. – 232 с. 15. Пидоймо Л. П. Положение предприятия на рынке в зависимости от факторов внешней и внутренней среды : монография / 190
Стр.190
Л. П. Пидоймо, А. В. Марюшенкова. – Воронеж : ВГПУ, 2009. – 100 с. 16. Положение об экспертизе проектов Государственной корпорации «Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснанотех») : приложение 1 к приказу от 28 марта 2008 г. № 12. – М., 2008. – 23 с. 17. Руководство по финансированию с участием ЕБРР. – Режим доступа: http://www.ebrol.com/russian/downloads/funding/ guider.pdf 18. Сорокина М. Ю. Отечественные и зарубежные методики оценки эффективности инвестиций / М. Ю. Сорокина, О. А. Крыжановский // Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 610–613. 19. Требования и рекомендации ФФПМП. – Режим доступа: http://www.smsr-senclub.ru/model business/recommendation.php 20. Туровец О. Г. Организация производства как система научных знаний / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова // Организатор производства. – 2014. – № 1. – С. 96. 21. Туровец О. Г. Разработка типовой формы бизнес-плана инвестиционного проекта / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова, С. В. Свиридова. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2011. 22. Центр международного промышленного сотрудничества UNIDO в Российской Федерации. – Режим доступа: http://www. cbr.ru 23. KPMG. – Режим доступа: http://www.kpmg.ru/index.thtml/ ru/about 191
Стр.191
У ч е б н о е и з д а н и е Пидоймо Людмила Петровна БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ: МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ, ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ Учебное пособие Редактор В. Г. Холина Компьютерная верстка Е. Н. Попуга Подписано в печать 28.09.2015. Формат 60×84/16. Усл. п.л. 11,7. Уч.-изд.л. 11,8. Тираж 80. Заказ 431 Издательский дом ВГУ 394000 Воронеж, пл. Ленина, 10 Отпечатано в типографии Издательского дома ВГУ 394000 Воронеж, ул. Пушкинская, 3
Стр.192

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.