МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РФ
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО
ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Л. П. Пидоймо
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ:
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ:
МЕТ ДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
ТЕОРЕТИЧЕСКИХ ПОЛОЖЕНИЙ,
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Учебное пособие
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,,
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ
Воронеж
Издательский дом ВГУ
2015
Стр.1
УДК 334.7:005.511(075,8)
ББК 65.23я7
П32
Р е ц е н з е н т ы:
д-р экон. наук, проф. А. М. Букреев
(Воронежский государственный технический университет),
д-р экон. наук, проф. Ю. И. Трещевский
(Воронежский государственный университет)
П32
Пидоймо Л. П.
Бизнес-планирование : методические рекомендации, примеры
реализации теоретических положений, практические задания
: учебное пособие / Л. П. Пидоймо ; Воронеж. гос. ун-т. –
Воронеж : Издательский дом ВГУ, 2015. – 192 с.
ISBN 978-5-9273-2243-5
Учебное пособие содержит теоретико-методические положения
по определению планирования, факторов преобразований, зависимости
от стадий в цикле развития предприятий, значения функций
управления в планировании. Представлены модель модернизации
предприятия, процесс планирования, методологические основы
(принципы, методы). В необходимой мере дается представление о
системе планов разного уровня, особенностях видов планов, основном
содержании разделов бизнес-плана.
Представлены методические рекомендации по разработке отдельных
разделов бизнес-плана: актуальность, характеристика
инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта,
команда и ключевые ее члены, подразделы маркетингового
плана и др. Даны практические примеры и задания.
Для обучающихся по программе послевузовской профессиональной
подготовки и повышения квалификации менеджеров и
слушателей МВА, а также для студентов и магистров, изучающих
дисциплины «Бизнес-планирование», «Система планирования деятельности
организации».
УДК 334.7:005.511(075,8)
ББК 65.23я7
ISBN 978-5-9273-2243-5
© Пидоймо Л. П., 2015
© Воронежский государственный
университет, 2015
© Оформление, оригинал-макет.
Издательский дом ВГУ, 2015
Стр.2
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие ...................................................................................... 5
1. Введение в планирование ......................................................... 7
1.1. Определение планирования .................................................. 7
1.2. Модернизация как предмет планирования
современных преобразований ....................................................... 9
1.3. Планирование в модели модернизации
хозяйствующего субъекта ............................................................ 10
1.4. Пофакторное планирование модернизации
предприятия .................................................................................. 13
1.5. Планирование нововведений в зависимости от стадии
цикла развития предприятия ..................................................... 16
1.6. Анализ и планирование в управлении изменениями
хозяйствующих субъектов ........................................................... 18
1.7. Процесс планирования ......................................................... 21
1.8. Принципы планирования .................................................... 23
1.9. Методы планирования.......................................................... 26
2. Методические рекомендации по бизнес-планированию ... 31
2.1. Отечественные и международные стандарты разработки
бизнес-плана ................................................................................. 31
2.2. Методические положения по системному планированию
развития предприятий ................................................................. 32
2.3. Основное содержание разделов бизнес-плана. Практическая
реализация методических рекомендаций ..................... 37
2.4. Оценка рыночного спроса и предложения в маркетинговом
планировании ..................................................................... 51
2.5. Планирование интеграции бизнеса (организационноуправленческий
раздел) .............................................................. 55
Контрольные вопросы .................................................................. 63
Практические задания ................................................................. 66
Приложения
Приложение 1. Современные проблемы предприятий,
требующие планового решения ........................................................... 101
Приложение 2. Основные проблемы предприятий,
систематизированные по функциональным подсистемам ............... 103
Приложение 3. Плановые факторы модернизации
предприятий ........................................................................................... 105
3
Стр.3
Приложение 4. Финансовые факторы развития предприятия ... 107
Приложение 5. Оценка финансового состояния
предприятия ........................................................................................... 108
Приложение 6. SWOT-анализ предприятия ................................. 112
Приложение 7. Направления анализа при планировании
изменений .............................................................................................. 114
Приложение 8. Цели развития предприятий ............................... 117
Приложение 9. Стратегии развития предприятий ...................... 120
Приложение 10. Рекомендации по планированию мер
финансового оздоровления, модернизации предприятий ................ 125
Приложение 11. Международные и отечественные стандарты
разработки бизнес-плана ...................................................................... 133
Приложение 12. Модель системы планирования модернизации
предприятия ........................................................................................... 148
Приложение 13. Практический пример программы
модернизации предприятия ................................................................. 149
Приложение 14. Мотивация целевых комплексных программ ... 155
Приложение 15. Практический пример бизнес-плана организации
производства новой продукции (основные расчеты) .............. 158
Приложение 16. Критерии и показатели оценки рыночного
спроса и предложения в маркетинговом планировании.
Практический пример .......................................................................... 177
Приложение 17. Пример плана разработки и создания нового
изделия в холдинге ........................................................................... 183
Литература ....................................................................................... 190
4
Стр.4
Посвящается
20-летию Бизнес-школы
Предисловие
Учебное пособие включает теоретические основы планирования,
методические рекомендации по бизнес-планированию:
общие положения и рекомендации по разработке отдельных
разделов бизнес-плана: резюме, актуальность, характеристика
инициатора проекта, научно-технологическое обоснование проекта,
команда проекта и ее ключевые члены, дополнительные
возможности коммерциализации проекта, отдельные разделы
маркетингового плана и др.
В приложениях теоретико-методические рекомендации детализируются,
дополняются, реализуются с помощью практических
примеров планирования на конкретных предприятиях, в компаниях.
Даны основные разделы бизнес-плана: производственного
предприятия по организации производства нового изделия.
Методические рекомендации содержат основополагающие
теоретические положения по бизнес-планированию: определение
планирования, отражающее его сущность; представление
модернизации как предмета планирования; рассмотрение факторов
модернизации для планирования; установление взаимосвязи
и взаимообусловленности планирования с другими функциями
управления, в частности с анализом, который проводится
в предплановый, плановый и послеплановый периоды; с целеполаганием,
предшествующим планированию. Рассматриваются
особенности планирования на разных уровнях внешней и внутренней
среды хозяйствующего субъекта. В учебном пособии нашли
отражение методологические основы планирования: принципы
и методы, системный подход.
Система планирования включает разработку планов, программ
и проектов, индикативных планов (народно-хозяйственных,
региональных, отраслевых), хозяйствующих субъектов:
предприятий и компаний, тактических планов подразделений.
Показаны отличительные особенности разных планов.
Программный подход в планировании направлен на определение
наиболее эффективных путей достижения поставленных
целей, разрешение той или иной проблемы, расширение возмож5
Стр.5
ности комплексного обоснования мер финансового оздоровления
и развития. В программах увязываются плановые действия,
согласовываются усилия отраслей, регионов, предприятий, что
отражает интеграционные процессы в экономике при решении
народнохозяйственных, отраслевых, региональных, внутрифирменных
проблем. Программно-целевой подход осуществляется
во внутриотраслевом, внутрирегиональном, внутрифирменном
управлении, обеспечивая принятие организационных и прочих
мер целенаправленного планового воздействия.
Планы модернизации предприятия – иерархическая композиция
с составными частями: планами, включающими кумулятивные
улучшения, и планами, обеспечивающими модернизационные
преобразования отдельных подсистем и (или)
интегративных основ конкретной системы. В рамках плана-комплекса
предприятия, отражающего модернизационные изменения,
разрабатываются частные (локальные) проекты, обеспечивающие
приоритеты модернизации, т. е. научно-технический
прогресс, гармонизацию интеграционных процессов. Модернизация
как целенаправленное изменение объекта представляет
собой проект, отражающий построение и обоснование целенаправленных,
качественных, необратимых изменений. Схема проектирования:
главная цель – корпоративные, функциональные
стратегии – приоритеты – цели – концепции – анализ состояния
предприятий – производственно-хозяйственные связи – план по
факторам – программы – целевые показатели – финансирование
– реализация и контроль.
Методические основы бизнес-планирования предполагают
определение критериев сроков планирования, рассмотрение отечественных
и международных стандартов, особенностей планов
с учетом целей, сфер, масштаба бизнеса, иерархического уровня,
стадии развития хозяйствующего субъекта.
В учебном пособии реализация теоретико-методических положений
иллюстрируется в приложениях практическими примерами
и заданиями, которые даны для закрепления знаний основ
планирования, системы планов, особенностей планов различных
иерархических уровней (индикативного, корпорации, предприятия,
департамента), методических положений по разработке отдельных
разделов бизнес-плана.
6
Стр.6
ЛИТЕРАТУРА
1. Бизнес-план: информационный портал о бизнес-планах. –
Режим доступа: http://www.md/-bplan.ru/
2. Бизнес-планирование инноваций : монография / Ю. П. Анисимов
[и др.]. – Воронеж : Научная книга, 2008. – 558 с.
3. Википедия. Сводная энциклопедия. – Режим доступа:
http://ru.wikipedia. org/wikiSgrop. 288ureau of Financial Modeling.29
4.
Влияние типов рынка сбыта на факторы производственной
деятельности предприятия. – Режим доступа: http://www.
aspirant.vsu.ru
5. Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс : пер. с англ. /
Ф. Котлер. – М. : Вильямс, 2007. – 656 с.
6. Котлер Ф. Маркетинг. Менеджмент / Ф. Котлер, К. Л. Котлер.
– 2-е изд. – СПб. : Питер, 2010. – 816 с.
7. Критерии оценки проектов / И. М. Волков, М. В. Грачева,
Д. С. Алексанов ; Институт экономического развития Всемирного
банка. – Режим доступа: http://www.cfi n.ru/fi nanalysis/cf_criteria.
shtml
8. Лебедева С. Ничего личного / С. Лебедева // Приложение
к газете «Коммерсантъ». № 6(6) от 20.04.2010. – Режим доступа :
http.//www.kommersant.ru
9. Косов В. В. Методические рекомендации по оценке эффективности
инвестиционных проектов / В. В. Косов, В. Н. Лившиц,
А. Г. Шахназаров. – М. : Экономика, 2000. – 421 с.
10. Ойнер О. К. Управление результативностью маркетинга /
О. К. Ойнер. – М. : Юрайт, 2012. – 343 с.
11. Орлова Е. Р. Бизнес-план : методика составления и анализ
типовых ошибок / Е. Р. Орлова. – 8-е изд. – М. : Омега-Л,
2011.
12. Справ.-правовая система «КонсультантПлюс». – Режим
доступа: http://bass. consultant/cjns/cgi/online.cgi
13. Пидоймо Л. П. Маркетинговое планирование рыночного
спроса и предложения : монография / Л. П. Пидоймо, К. Л. Загорулько.
– Воронеж : Воронеж. гос. ун-т, 2011. – 82 с.
14. Пидоймо Л. П. Планирование модернизации промышленных
предприятий : Методологические и методические аспекты
: монография / Л. П. Пидоймо. – Воронеж : Воронеж. гос. ун-т,
2005. – 232 с.
15. Пидоймо Л. П. Положение предприятия на рынке в зависимости
от факторов внешней и внутренней среды : монография /
190
Стр.190
Л. П. Пидоймо, А. В. Марюшенкова. – Воронеж : ВГПУ, 2009. –
100 с.
16. Положение об экспертизе проектов Государственной корпорации
«Российская корпорация нанотехнологий» (ГК «Роснанотех»)
: приложение 1 к приказу от 28 марта 2008 г. № 12. – М.,
2008. – 23 с.
17. Руководство по финансированию с участием ЕБРР. – Режим
доступа: http://www.ebrol.com/russian/downloads/funding/
guider.pdf
18. Сорокина М. Ю. Отечественные и зарубежные методики
оценки эффективности инвестиций / М. Ю. Сорокина, О. А. Крыжановский
// Молодой ученый. – 2014. – № 4. – С. 610–613.
19. Требования и рекомендации ФФПМП. – Режим доступа:
http://www.smsr-senclub.ru/model business/recommendation.php
20. Туровец О. Г. Организация производства как система научных
знаний / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова // Организатор
производства. – 2014. – № 1. – С. 96.
21. Туровец О. Г. Разработка типовой формы бизнес-плана
инвестиционного проекта / О. Г. Туровец, В. Н. Родионова,
С. В. Свиридова. – Воронеж : Изд-во ВГТУ, 2011.
22. Центр международного промышленного сотрудничества
UNIDO в Российской Федерации. – Режим доступа: http://www.
cbr.ru
23. KPMG. – Режим доступа: http://www.kpmg.ru/index.thtml/
ru/about
191
Стр.191
У ч е б н о е и з д а н и е
Пидоймо Людмила Петровна
БИЗНЕС-ПЛАНИРОВАНИЕ:
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ,
ПРИМЕРЫ РЕАЛИЗАЦИИ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ
ПОЛОЖЕНИЙ, ПРАКТИЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ
Учебное пособие
Редактор В. Г. Холина
Компьютерная верстка Е. Н. Попуга
Подписано в печать 28.09.2015. Формат 60×84/16.
Усл. п.л. 11,7. Уч.-изд.л. 11,8. Тираж 80. Заказ 431
Издательский дом ВГУ
394000 Воронеж, пл. Ленина, 10
Отпечатано в типографии Издательского дома ВГУ
394000 Воронеж, ул. Пушкинская, 3
Стр.192