МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПРЕПОДАВАНИЮ ТЕМЫ «ПЕТР ВЕЛИКИЙ» В ШКОЛЕ (В РАМКАХ ИЗУЧЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ИСТОРИЯ РОССИИ XVII – XVIII ВВ.» <...> ОЦЕНКА РЕФОРМ ПЕТРА I В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ. <...> Кроме того, в качестве рекомендаций по изучению данного материала в школе предложены три варианта викторины «Путем Петра Великого», которые можно использовать как на уроке, так и во внеурочной деятельности. <...> Однако перед тем, как говорить об основных направлениях деятельности Петра по отдельности, необходимо именно целостная картина реформ, необходимо уяснить их логику. <...> Вернувшись в начале осени 1694 г. в Москву из Архангельска, Петр устроил очередные грандиозные маневры, после которых было принято решение выступить в уже настоящий поход. <...> Успех второго Азовского похода был первой значительной победой молодого государя. <...> Петр, по-видимому, сознавал это и 4 распорядился приготовить в Москве особо торжественную встречу, причем, организованную не в русских традициях, а на европейский манер - царь шел пешим в немецком платье, следом за своими генералами. <...> В ноябре 1696 г. оглашается новый указ царя — о посылке на учебу в Европу нескольких десятков отпрысков знатнейших семейств – вслед за Б. Годуновым <...> Впервые в русской истории православный государь собирался покинуть пределы своего отечества и отправиться в чужие края в гости к отступникам от истинной христианской веры. <...> С точки зрения государственных интересов ближайшей внешнеполитической целью молодого царя должно было стать развитие успеха и борьба за выход на побережье Черного моря. <...> Уже на следующий день в Преображенском он принимал своих бояр с ножницами в руках, которыми стриг боярские бороды. <...> Петр решил проблему по-своему — с помощью ножниц, продемонстрировав, что насилие 6 будет важнейшим средством осуществления всех будущих реформ. <...> Во-первых, обрезая своим подданным бороды, Петр начал то, что с тех пор почитал своей первейшей обязанностью, — воспитание народа <...>
МЕТОДИЧЕСКИЕ_РЕКОМЕНДАЦИИ_ПО_ПРЕПОДАВАНИЮ_ТЕМЫ_«ПЕТР_ВЕЛИКИЙ»_В_ШКОЛЕ_(В_РАМКАХ_ИЗУЧЕНИЯ_УЧЕБНОЙ_ДИСЦИПЛИНЫ_«ИСТОРИЯ_РОССИИ_XVII_–_XVIII_ВВ.»_В_БАКАЛАВРИАТЕ_И_МАГИСТРАТУРЕ).pdf
СОДЕРЖАНИЕ
1. ОБЩИЕ ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ…... 3
2. ХРОНОЛОГИЯ И ЛОГИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПЕТРА I............
А) в период с 1694 по 1700 год..........................................................
Б) в период с 1700 по 1709 год..........................................................
В) в период с 1709 по 1717 год..........................................................
Г) в период с 1717 по 1725 год..........................................................
2. ОЦЕНКА РЕФОРМ ПЕТРА I В ИСТОРИЧЕСКОЙ НАУКЕ.......
А) связь реформ с развитием допетровской России......................
Б) планомерность петровских преобразований............................
В) историческая сущность петровских реформ.............................
Г) личное влияние Петра I на процесс преобразований..............
4
4
11
14
18
26
26
27
28
31
4. ВИКТОРИНА ДЛЯ ШКОЛЬНИКОВ
«ПУТЕМ ПЕТРА ВЕЛИКОГО»........................................................ ...... 33
А) первый вариант............................................................................ ...... 33
Б) второй вариант............................................................................ ...... 43
В) третий вариант............................................................................ ...... 47
2
Стр.2