Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.

Экономика предприятия (200,00 руб.)

0   0
АвторыГорфинкель В. Я.
ИздательствоМ.: ЮНИТИ-ДАНА
Страниц768
ID352801
АннотацияПятое издание учебника (1-е изд., 1996 г., удостоено диплома I степени конкурса «Деловая Россия», 2-е изд., 1998 г., отмечено в числе лучших отечественных учебников по экономике, 3-е изд., 2000 г., удостоено диплома I степени конкурса Академии экономических наук и предпринимательской деятельности, 4-е изд., 2004 г., награждено дипломом и медалью Всероссийского конкурса «Профессиональный учебник») отличается более широким кругом рассматриваемых вопросов. Включены новые материалы по интегрированным корпоративным информационным системам предприятия, экономическим методам принятия управленческих решений, качеству продукции и техническому регулированию, налогообложению предприятий. Более подробно рассмотрена инновационная и инвестиционная деятельность предприятия.
Кем рекомендованоМинистерством образования Российской Федерации; Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебника для студентов высших учебных заведений, обучающихся по экономическим специальностям
Кому рекомендованоДля студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии» и другим экономическим специальностям.
ISBN978-5-238-01284-1
УДК658(075.8)
ББК65.290я73
Экономика предприятия : учебник / ред. В.Я. Горфинкель .— 5-е изд., перераб. и доп. — Москва : ЮНИТИ-ДАНА, 2015 .— 768 с. — (Золотой фонд российских учебников) .— ISBN 978-5-238-01284-1 .— URL: https://rucont.ru/efd/352801 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Малые предприятия  Глава 1 Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 1.1. <...> Представляют интерес рекомендуемые шесть типов собственного предприятия: • инкубаторы; • надомный бизнес; 14 Раздел I. <...> Надомный бизнес должен быть «тихим», не нарушающим правил общежития в данном районе. <...> Многие виды услуг надомного бизнеса могут оказываться вне дома, например настройка фортепиано, тренерская работа, работа экскурсовода, услуги по консультированию и т.д. <...> Для надомного бизнеса могут понадобиться домашний телефон (свой или дополнительный), желательно с автоответчиком, копировальная техника, компьютер. <...> Прежде чем принять решение о цене, монополист изучает рыночный спрос, анализирует издержки своего производства, издержки сбыта продукции. <...> Здесь относительно невысоки издержки производства на начальном этапе инновационного процесса, поскольку, как правило, длительность этого этапа может повлиять на освоение и выпуск новой продукции. <...> Надо отметить также, что мелкие фирмы терпимы к «хаосу», что совсем (или почти) невозможно для традиционной крупной компании. <...> Если крупные корпорации разрабатывают специальные меры для предотвращения такого положения, то мелкие фирмы принимают его совершенно естественно. <...> Частные лица как субъекты предпринимательства, как правило, организуют единоличное или семейное предприятие. <...> Внешняя и внутренняя среда предприятия Любое предпринимательское предприятие работает как открытая система. <...> Все эти составляющие внешней среды предпринимательского предприятия в большей или меньшей степени оказывают влияние на результативность его деятельности. <...> Не меньшее влияние на деятельность предпринимательского предприятия оказывают и составляющие внутренней среды предприятия: • производственно-технические факторы; • социальные условия и составляющие; • экономические факторы; • информационная составляющая; • маркетинговый фактор; • фактор деловых <...>
Экономика_предприятия._5-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Золотой_фонд_российских_учебников).pdf
УДК 658(075.8) ББК 65.290ÿ73 Ý40 Рецензенты: кафедра предпринимательства Государственного университета управления (çàâ. кафедрой ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Ì.Ã. Ëàïóñòà); ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Â.Ê. Ващенко Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили, кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники Ý40 ïðîô. Â.ß. Горфинкеля. — 5-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ЮНИТИ-ДАНА, Экономика предприятия: учебник для вузов / под ред. — 767 ñ. — (Ñåðèÿ «Çîëîòîé фонд российских учебников»). ISBN 978-5-238-01284-1 Агентство CIP РГБ Пятое издание учебника (1-å èçä., 1996 ã., удостоено диплома I степени конкурса «Деловая Россия»; 2-е изд., 1998 г., отмечено в числе лучших отечественных учебников по экономике; 3-å èçä., 2000 ã., удостоено диплома I степени конкурса Академии экономических наук и предпринимательской деятельности; 4-е изд., 2004 г., награждено дипломом и медалью Всероссийского конкурса «Профессиональный учебник») отличается более широким кругом рассматриваемых вопросов. Включены новые материалы по интегрированным корпоративным информационным системам предприятия, экономическим методам принятия управленческих решений, качеству продукции и техническому регулированию, налогообложению предприятий. Более подробно рассмотрена инновационная и инвестиционная деятельность предприятия. Для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Экономика и управление на предприятии» и другим экономическим специальностям. ББК 65.290ÿ73 ISBN 978-5-238-01284-1 © Коллектив àâòîðîâ, 1996, 1998, 2000, 2004, 2008 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1996, 1998, 2000, 2004, 2008 Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания. Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного разрешения издательства. © Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2008
Стр.3
Оглавление От авторов Глава 1. Предприятие как субъект и объект предпринимательской деятельности 1.1. Цель создания и функционирования предприятия 1.2. Производственные и рыночные связи предприятия. Конкуренция и предприятие 1.3. Предпринимательская деятельность предприятия Глава 2. Среда функционирования предприятия 2.1. Внешняя и внутренняя среда предприятия 2.2. Внутренняя среда предпринимательского предприятия 2.3. Внешняя среда предпринимательского предприятия 2.4. Внешняя деловая среда предприятия Глава 3. Конкурентоспособность продукции 3.1. Понятие «конкурентоспособность продукции» 3.2. Факторы конкурентоспособности 3.3. Конкурентоспособность и коммерческий успех продукции в современных условиях Глава 4. Виды и формы предпринимательской деятельности 4.l. Производственное предпринимательство 4.2. Коммерческое предпринимательство 4.3. Финансовое предпринимательство 4.4. Консультативное предпринимательство Глава 5. Малые предприятия 5.1. Малое предпринимательство 3 Раздел I. Предприятие в условиях рыночной экономики 7 8 8 16 21 29 29 30 33 35 40 40 45 51 56 57 60 64 65 72 72
Стр.761
Оглавление 5.2. Выбор организационно-правовой формы малого предпринимательства 5.3. Развитие малого предпринимательства в России 5.4. Франчайзинг 5.5. Государственная поддержка и проблемы малого предпринимательства 761 74 81 92 99 Раздел II. Производственные ресурсы предприятия 121 Глава 6. Основные фонды и производственные мощности предприятия 6.1. Основные производственные фонды в расширенном воспроизводстве 6.2. Материальный состав и структура основных производственных фондов 6.3. Оценка основных фондов 6.4. Износ основных фондов 6.5. Амортизация основных фондов 6.6. Показатели использования основных фондов 6.7. Производственная мощность предприятия 7.1. Сущность, состав и структура оборотных средств и оборотных фондов 7.2. Рациональное использование оборотных фондов: экономическое значение 7.3. Показатели использования оборотных фондов 7.4. Источники и пути экономии материальных ресурсов 7.5. Нормирование оборотных средств. Ускорение оборачиваемости Глава 8. Трудовые ресурсы предприятия 8.1. Понятия «трудовые ресурсы» и «трудовой потенциал» 8.2. Основные характеристики персонала предприятия 8.3. Распределение трудовых ресурсов на предприятии Глава 9. Организация, нормирование и оплата труда на предприятии 9.1. Заработная плата в рыночной экономике 122 122 125 127 129 131 136 141 Глава 7. Оборотные средства и оборотные фонды предприятия 147 147 152 154 158 162 170 170 174 178 184 184
Стр.762
762 9.2. Нормирование и оплата труда 9.3. Формы и системы оплаты труда 187 194 Раздел III. Организация производства на предприятии 207 Глава 10. Производственный процесс 10.1. Технологические процессы 10.2. Производственные процессы: содержание и виды 10.3. Принципы организации производственных процессов 10.4. Организация производственного цикла 10.5. Информационные системы управления в организации производственных процессов 11.1. Понятие «производство». Производственная структура предприятия 11.2. Типы производства 11.3. Формы организации производства 11.4. Методы организации производства Глава 12. Производственная и организационная структура предприятия 12.1. Факторы, определяющие производственную структуру 12.2. Организационная структура предприятия 12.3. Бизнес-структура предприятия Глава 13. Общественные формы организации производства 208 208 210 214 217 221 Глава 11. Организация производства: типы, формы и методы 225 225 228 231 232 237 237 244 247 253 13.1. Концентрация производства и масштабы предприятий 253 13.2. Специализация и кооперирование производства 13.3. Комбинирование производства Раздел IV. Экономический механизм управления предприятием 271 Глава 14. Рыночная модель предприятия 14.1. Формы предприятий 14.2. Механизм функционирования предприятия 14.3. Цена как регулятор производства 14.4. Качество продукции как регулятор производства 272 272 273 278 279 258 264
Стр.763
Оглавление 763 14.5. Прибыль предприятия как цель его функционирования 282 14.6. Предприятие на рынке ценных бумаг Глава 15. Механизм управления предприятием. Организационная структура 15.1. Современные подходы к управлению предприятием 15.2. Механизм управления предприятием Глава 16. Экономические методы принятия управленческих решений 16.1. Управленческие решения 16.2. Классификация управленческих решений 16.3. Механизм принятия управленческого решения 16.4. Экономико-математические методы и типы управленческих решений 16.5. Контроль принятия управленческих решений Глава 17. Реструктуризация предприятий в условиях рыночной экономики 17.1. Факторы, влияющие на реструктуризацию 17.2. Направления реструктуризации предприятий 17.3. Параметры эффективности реструктуризации Глава 18. Интегрированные корпоративные информационные системы предприятия 18.1. Современные информационные системы для управления предприятием 18.2. Основные концепции создания и внедрения информационных систем 18.3. Классификация корпоративных информационных систем 18.4. Применение интеллектуальных технологий 18.5. Интернет-технологии и ИКИСП 18.6. Организация электронного документооборота Глава 19. Управление персоналом предприятия 19.1. Основы системы управления персоналом предприятия 19.2. Служба управления персоналом предприятия 19.3. Процесс управления персоналом предприятия 284 287 287 293 15.3. Организационная структура управления предприятием 299 15.4. Направления развития внутрифирменного управления 309 313 313 316 319 322 324 333 333 343 346 350 350 353 354 360 362 363 367 367 370 375
Стр.764
764 Глава 20. Планирование на предприятии: стратегическое, текущее, оперативное 20.1. Стратегическое планирование 20.2. Текущее планирование на предприятии. Разработка плана развития 20.3. Разработка бизнес-плана предприятия 20.4. Оперативное планирование на предприятии Глава 21. Маркетинговая деятельность на предприятии 21.1. Современный маркетинг: понятие и сущность 21.2. Изменение концепции маркетинга в современных условиях 21.3. Трехуровневая модель маркетинга 21.4. Основные виды маркетинговой деятельности 21.5. Маркетинговая система как подсистема организации управления Глава 22. Снабжение и логистика на предприятии 22.1. Организация материально-технического обеспечения на предприятии 22.2. Организационная структура системы материально-технического обеспечения 386 386 388 391 400 403 403 404 407 410 416 419 22.3. Планирование материально-технического обеспечения 424 22.4. Условия поставок материальных ресурсов 22.5. Управление запасами 22.6. Коммерческая логистика 22.7. Выбор поставщика 22.8. Прогнозирование объемов закупки товаров Раздел V. Инновационная и инвестиционная деятельность предприятия Глава 23. Факторы развития предприятия 23.1. Закономерности развития 23.2. Развитие на основе факторов производства 23.3. Развитие на основе инновационно-инвестиционных факторов Глава 24. Инновационная деятельность предприятия 24.1. Инновации и инвестиции предприятия 419 423 427 429 432 434 434 437 438 438 440 451 468 468
Стр.765
Оглавление 24.2. Организация и финансирование инновационной деятельности 24.3. Подготовка нового производства на предприятии 24.4. Система инновационных коммуникаций Глава 25. Инвестиционная деятельность предприятия 25.1. Инвестиционная активность экономики России 25.2. Виды инвестиций 25.3. Инвестиционная деятельность предприятия 25.4. Финансирование инвестиционной деятельности предприятия 25.5. Оценка эффективности инвестиционного проекта Глава 26. Качество продукции и техническое регулирование 26.1. Понятие «качество продукции». Показатели качества 26.2. Управление качеством продукции 26.3. Новая стратегия в управлении качеством 26.4. Техническое регулирование 26.5. Правовое обеспечение качества продукции Глава 27. Промышленное предприятие и окружающая среда 27.1. Экологический фактор в размещении производства 27.2. Воздействие промышленных предприятий на природную среду и здоровье человека 27.3. Экологический паспорт предприятия Раздел VI. Финансовые ресурсы предприятия Глава 28. Собственные и заемные средства предприятия 28.1. Собственный капитал предприятия 28.2. Заемные (внешние) источники финансирования предприятия Глава 29. Расходы и доходы предприятия 29.1. Классификация расходов 29.2. Планирование расходов 29.3. Классификация доходов предприятия 29.4. Планирование доходов от реализации. Использование выручки от реализации 29.5. Прибыль предприятия 765 474 483 485 496 496 498 501 504 507 519 519 523 529 530 536 541 541 544 549 559 560 561 570 582 582 586 587 589 591
Стр.766
766 Глава 30. Издержки производства, валовой доход, прибыль, себестоимость 606 30.1. Понятия «издержеки производства», «валовой доход» и «прибыль» 30.2. Классификация затрат, включаемых в себестоимость продукции. Планирование себестоимости Глава 31. Ценовая политика на предприятии 31.1. Понятие «öåíîâàÿ ïîëèòèêà» 31.2. Цели ценовой политики 31.3. Анализ ценообразующих факторов 31.4. Оценка издержек производства 31.5. Выбор метода ценообразования Глава 32. Риск в деятельности предприятия 32.1. Виды рисков 32.2. Риски при финансировании проекта 32.3. Страхование рисков 32.4. Снижение риска в деятельности предприятия Глава 33. Учет и отчетность на предприятии 33.1. Учет в информационной системе предприятия 33.2. Направления реформирования бухгалтерского учета 33.3. Нормативная база бухгалтерского учета в России 33.4. Элементы метода бухгалтерского учета 33.5. Бухгалтерская процедура 33.6. Порядок учета хозяйственных операций (на примере производства резино-технических изделий 33.7. Основные формы отчетности Глава 34. Анализ финансовой отчетности 34.1. Информационная основа финансового анализа предприятия 34.2. Общая оценка бухгалтерского баланса 34.3. Платежеспособность и ликвидность предприятия 34.4. Оценка состава и структуры источников средств 34.5. Анализ финансовой устойчивости предприятия 34.6. Анализ оборачиваемости активов 34.7. Анализ доходности предприятия 606 609 30.3. Зарубежный опыт определения издержек производства 614 30.4. Снижение затрат на производство продукции 620 626 626 629 630 638 643 651 651 656 658 659 663 663 667 669 671 676 678 690 694 694 698 703 709 711 714 718
Стр.767
Оглавление Глава 35. Налогообложение предприятий 35.1. Общая характеристика налогов 35.2. Налог на добавленную стоимость 35.3. Налог на прибыль 35.4. Единый социальный налог 35.5. Ответственность за налоговые правонарушения Ответы к тестам Библиографический список Термины и понятия 767 723 723 724 730 734 736 738 740 744
Стр.768

Облако ключевых слов *


* - вычисляется автоматически
.