А.И. ПАНОВ, И.О. КОРОБЕЙНИКОВ, В.А. ПАНОВ СТРАТЕГИЧЕСКИЙ МЕНЕДЖМЕНТ Третье издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством образования Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов вузов, обучающихся по направлению 080100 «Экономика и управление» Москва УДК 005.21(075.8) ББК 65.291.213я73 П16 Рецензент: д-р экон. наук, акад. <...> П16 Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и управление» / А.И. Панов, И.О. Коробейников, В.А. Панов. <...> Рассмотрены вопросы формулирования миссии фирмы и формирования ее имиджа, разработки системы целей. <...> Обстоятельно рассматриваются вопросы формулирования миссии фирмы и формирования ее имиджа, разработки системы целей ее деятельности на средне- и долгосрочную перспективу. <...> В пятой главе раскрывается сущность организационных стратегий, определяется их роль в успешности реализации избранного курса действий. <...> Однако необходимо заметить, что наряду с явными преимуществами стратегическое управление имеет р я д н е д о с т а т к о в и ограничений по его использованию, которые показывают, что этот тип управления, равно как и другие, не обладает универсальностью применения для решения любых задач в любых ситуациях. <...> 9 Во-первых, стратегическое управление уже в силу своей сущности не дает (да и не может дать) точной и детальной картины будущего. <...> Во-вторых, стратегическое управление не может быть сведено к набору рутинных процедур и схем. <...> Тестом удачной стратегии является степень, в которой стратегия фирмы: • улучшает возможности фирмы успешно конкурировать на своем • месте на рынке; позволяет получать сверхприбыль. <...> Товарная стратегия фирмы вырабатывает правила и приемы исследования и формирования потенциальных рынков товаров и услуг, отвечающих миссии <...>
Стратегический_менеджмент._3-е_изд.,_перераб._и_доп._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 005.21(075.8)
ББК 65.291.213ÿ73
Ï16
Рецензент:
ä-ð ýêîí. íàóê, àêàä. АЕН ÐÔ, ïðîô. Ô.Å. Удалов
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Панов, Александр Иванович.
Ï16
Стратегический менеджмент: учеб. пособие для студентов
вузов, обучающихся по направлению (080100) «Экономика и
управление» / À.È. Ïàíîâ, È.Î. Коробейников, Â.À. Ïàíîâ. —
3-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, — 303 ñ.
I. Коробейников, Игорь Олегович.
II. Панов, Владимир Александрович.
ISBN 5-238-01052-4
Агентство CIP РГБ
Освещены основные проблемы стратегического менеджмента — от общих
принципов до конкретных приемов разработки и реализации стратегии. Представлены
сведения о предпосылках и сущности стратегического управления, его
уровнях и функциональных разновидностях, рассмотрены основные этапы стратегического
управления, а также структуры, цели и задачи анализа среды организации
и методы осуществления этого процесса. Рассмотрены вопросы
формулирования миссии фирмы и формирования ее имиджа, разработки
системы целей. Раскрыты основные виды базовых стратегий. Изложены
новые тенденции в организационном развитии корпораций. Представлена
совокупность стратегий, применяемых предприятиями малого бизнеса.
Раскрыты стратегические аспекты развития производственного потенциала
компании, разработка маркетинговой стратегии фирмы. Анализируются
вопросы, относящиеся к реализации и контролю стратегии фирмы.
Для студентов и аспирантов, обучающихся по специальности «Менеджмент
организации», а также руководителей и менеджеров организаций и предприятий.
ББК 65.291.213ÿ73
ISBN 5-238-01052-4
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2002,
2004, 2006
Воспроизведение всей книги или какой-либо
ее части любыми средствами или в какойлибо
форме, в том числе
в
Интернет-сети,
запрещается без письменного разрешения издательства.
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
ОТ АВТОРОВ
Глава 1. СТРАТЕГИЧЕСКОЕ УПРАВЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ
СОВРЕМЕННОГО МЕНЕДЖМЕНТА
1.1.Тенденции развития современного менеджмента
1.2. Причины возникновения стратегического
менеджмента
1.3. Сущность стратегического менеджмента
1.4. Уровни стратегического управления
Глава 2. ПРОЦЕСС СТРАТЕГИЧЕСКОГО УПРАВЛЕНИЯ
2.1. Этапы процесса стратегического управления
2.2. Структура, цели и задачи анализа среды организации
2.3. Общая среда
2.4. Оперативная среда
2.5. Внутренняя среда
2.6. Методы анализа среды
Глава 3. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ОБЩЕГО НАПРАВЛЕНИЯ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ФИРМЫ
3.1. Миссия фирмы
3.2. Имидж организации
3.3. Цели организации
3.4. Метод управления по целям
Глава 4. РАЗРАБОТКА СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ
4.1. Виды стратегий
4.2. Особенности стратегий крупных и средних фирм
4.3. Стратегии международного развития фирмы
4.4. Оценка выбранной стратегии
Глава 5. ОРГАНИЗАЦИОННЫЕ СТРАТЕГИИ
5.1. Роль крупных фирм в современной экономике
5.2. Сетевые корпоративные структуры
3
5
5
8
12
16
24
24
24
26
28
32
35
41
41
44
46
56
66
66
75
76
83
84
84
88
5.3. Стратегия развития системы внутрифирменного
управления 101
300
Стр.303
Глава 6. СТРАТЕГИЯ ПРЕДПРИЯТИЙ МАЛОГО БИЗНЕСА 107
6.1. Место и роль предприятий малого бизнеса в современной
экономике
6.2. Стратегические факторы развития предприятий малого
бизнеса
6.3. Типы стратегий предприятий малого бизнеса
Глава 7.СТРАТЕГИЯ УПРАВЛЕНИЯ РАЗВИТИЕМ
ПРОИЗВОДСТВЕННОГО ПОТЕНЦИАЛА
КОМПАНИИ
7.1. Сущность теории управления резервами
7.2. Инвестиционная политика и резервы
7.3. Нормативно-правовая база стратегии управления
факторами производства
7.4. Методические аспекты разработки нормативной
базы для определения затрат на восстановление
производственного аппарата предприятия
Глава 8. МАРКЕТИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ ФИРМЫ
8.1. Анализ взаимосвязей «потребитель—товар»
8.2. Выбор стратегии сегментирования рынка
8.3. Разработка комплексной маркетинговой стратегии
8.4. Стратегия ценообразования
8.5. Стратегия продвижения товара
8.6. Реализация и контроль маркетинговой стратегии
Глава 9. КОНКУРЕНТНЫЕ СТРАТЕГИИ
9.1. Эволюция конкуренции в рыночной экономике
9.2. Конкурентное преимущество — решающий фактор
стратегического успеха фирмы
9.4. Виды конкурентной стратегии
9.5. Конкурентные стратегии по признаку доли рынка
9.6. Основные типы конкурентной борьбы
Глава 10. РЕАЛИЗАЦИЯ СТРАТЕГИЙ ФИРМЫ
10.2. Анализ организационной структуры
10.3. Анализ организационной культуры
301
107
109
116
123
123
132
143
150
171
173
180
186
192
194
204
206
206
209
9.3. Методы управления конкурентным потенциалом
фирмы 213
218
224
228
9.7. Формирование стратегии конкурентоспособности
фирм 231
237
10.1. Определение уровня перемен для реализации стратегии
237
243
244
Стр.304
10.4. Выбор подхода к реализации стратегии
10.5. Оценка результатов реализации стратегии
Глава 11. КОНТРОЛЬ ЗА РЕАЛИЗАЦИЕЙ СТРАТЕГИИ
11.1. Понятия контроля
11.2. Определение стратегического контроля
11.3. Методы оценки работы организации
Глава 12. СИТУАЦИИ ДЛЯ АНАЛИЗА
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
246
254
256
256
260
261
265
297
302
Стр.305