В этом аспекте культурология может рассматриваться и как отдельная группа наук, и в качестве отдельной, самостоятельной науки. <...> В зависимости от этого определяется предмет культурологии и ее структура. <...> Предмет культурологии В ш и р о к о м смысле культурология представляет собой собирательное понятие, обозначающее комплекс отдельных наук, а также богословских и философских концепций культуры. <...> В Англии эта наука акцентирует внимание на изучении социальных проблем культур разных народов, поэтому там она получила название социальной антропологии; — рассматривает культуру как религиозный культ и в основном развивается в рамках протестантского модернизма; — изучает каждую отдельную культуру как уникальное и оригинальное явление, а также сравнивает культуры между собой, выявляя их взаимосвязь и взаимозависимость, их различия во времени и пространстве, в их ценностях и нормах, знаниях и умениях, традициях и обычаях; 11 история культурологии культуроведение социология культуры экология культуры психология культуры этнология этнография богословие культуры история культуры дает возможность показать всю совокупность процессов и явлений духовной практической деятельности по созданию, распространению и освоению произведений искусства. <...> Поскольку предмет культурологии еще окончательно не определен, то в настоящее время она находится преимущественно на эмпирическом уровне. <...> 13 культурология призвана выявлять общие закономерности развития культуры и изучать культурные процессы на основе общих закономерностей социокультурной жизни, ее проявлений и процессов. культурология должна теоретическом эмпирическом Фундаментальная Прикладная Исследование таких проблем, как генезис культуры, типология культуры, методология изучения культуры, соотношение культуры с другими явлениями общества, логика и философия культуры относятся к фундаментальному знанию. <...> Прикладной характер имеют <...>
Культурология._Теория_культуры._2-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебное_пособие._Гриф_МО_РФ._(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК 930.85(075.8)
ББК 63.3(0)-7ÿ73
Ñ14
Рецензенты:
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ë.À. Никитич
(зав. кафедрой философии Московского государственного
текстильного университета им. А.Н. Косыгина);
кафедра профессиональной этики и эстетической культуры
Московского университета МВД России
(íà÷. кафедры êàíä. þðèä. íàóê, äîö. À.Â. Ùåãëîâ);
ä-ð ôèëîñ. íàóê, ïðîô. Ä.È. Грядовой
Главный редактор издательства
кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Садохин А.П., Грушевицкая Т.Г.
Ñ14
Культурология. Теория культуры: Учеб. пособие для
âóçîâ. — 2-å èçä., ïåðåðàá. и äîï.— Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
— 365 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»).
ISBN 5-238-00780-9
Курс призван компенсировать недостатки школьного гуманитарного
образования и послужить базой для усвоения других курсов этого же
цикла (истории, философии, социологии, политологии и др.), а также
ряда специальных дисциплин. В большинстве вузов Российской Федерации
«Культурология» изучается на первом курсе обучения различных
специальностей, для которых эта дисциплина не является профилирующей.
Цель
учебного пособия — представить в систематизированном виде
содержание современных культурологических знаний, дать представление
об истории культурологической мысли, познакомить с категориальным
аппаратом данной дисциплины, раскрыть существо основных проблем
современной культурологии, а также познакомить со спецификой и закономерностями
развития мировых культур.
ББК 63.3(0)-7ÿ73
ISBN 5-238-00780-9
© À.Ï. Ñàäîõèí, Ò.Ã. Грушевицкая, 1995, 2004
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2004.
Воспроизведение всей книги или какой-либо
ее части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается
без письменного разрешения издательства
Стр.3
ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие
Глава 1. Культурология как наука. Предмет
и методы культурологии
3
6
1.1. Статус культурологии и ее место среди других наук 7
1.2. Предмет культурологии
1.3. Структура культурологии
1.4. Прикладная культурология
1.5. Методы культурологии
10
13
18
19
Часть I. История культурологии
ГЛАВА 2. ПРЕДЫСТОРИЯ КУЛЬТУРОЛОГИИ
2.1. Античные представления о культуре
2.2. Представления о культуре в Средние века
2.3. Развитие представлений о культуре в эпоху
Возрождения и Новое время
2.4. Натуралистические концепции культуры
2.5. Идеалистические концепции культуры
Глава 3. Школы и направления в культурологии
XIX â.
3.1. Марксистская концепция культуры
3.2. Позитивистский подход к культуре
3.3. Исследования культуры в социальной
и культурной антропологии
3.4. Теория культурно-исторических типов
Н.Я. Данилевского
3.5. Философия жизни о культуре
Глава 4. Культурология XX â.
4.1. Культурологическая концепция О. Шпенглера
4.2. Концепция локальных цивилизаций А. Тойнби
4.3. Социологические концепции культуры
4.4. Теория культурных суперсистем П. Сорокина
4.5. Антропологические теории культуры
4.6. Функционализм в культурологии
363
23
24
24
27
28
33
39
47
47
49
50
52
58
64
64
68
72
75
82
89
Стр.364
4.7. Символические теории культуры
4.8. Игровые концепции культуры
4.9. Этологические концепции культуры
4.10. Биосферные концепции культуры
Часть II. Теория культуры
ГЛАВА 5. СОВРЕМЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ О КУЛЬТУРЕ
5.1. Определение культуры
5.2. Происхождение культуры
5.3. Культура и цивилизация
91
94
98
100
107
108
108
114
130
5.4. Соотношение понятий «êóëüòóðà» и «öèâèëèçàöèÿ» 134
Глава 6. Морфология культуры. Функции культуры 139
6.1. Артефакты — культурные формы — культурные
системы
6.2. Физическая культура — материальная культура —
духовная культура
6.3. Вещи и социальные организации как основа
материальной культуры
6.4. Знания, ценности и проекты как формы духовной
предметности
6.5. Национальные (этнические) культуры —
мировая культура
6.6. Корневая и высокая, демократическая и элитарная
культуры. Массовая культура
6.7. Контркультура и субкультуры
6.8. Обыденная и специализированная культуры
6.9. Культурные сценарии деятельности
6.10. Миф и его роль в культуре
6.11. Функции культуры
Глава 7. Динамика культуры
7.1. Модели (формы) динамики культуры
7.2. Типы динамики культуры
7.3. Прогресс в культуре и его критерии
7.4. Источники (механизмы) культурной динамики
7.5. Факторы культурной динамики
Глава 8. Культурная картина мира
8.1. Понятие культурной картины мира
8.2. Культура и природа
364
139
141
145
149
153
156
161
163
170
182
189
201
203
215
217
220
226
7.6. Модернизация традиционных обществ и культур 232
7.7. Глобализация современного мира
236
240
240
241
Стр.365
8.3. Культура и язык
246
8.4. Культура и личность. Культурная идентичность 251
Глава 9. Межкультурная коммуникация
264
9.1. Понятие и сущность межкультурной коммуникации 264
9.2. Структура и детерминанты межкультурной
коммуникации
273
9.3. Аккультуризация как освоение чужой культуры 284
9.4. Культурный шок в освоении «÷óæîé» культуры 287
9.5. Стереотипы в межкультурной коммуникации
293
9.6. Предрассудки в межкультурной коммуникации 300
9.7. Межкультурные конфликты и пути их преодоления 304
9.8. Результаты межкультурной коммуникации
9.9. Толерантность как результат межкультурной
коммуникации
Глава 10. Типология культур
10.1. Историческая типология культур
10.2. Формационная типология культур
10.3. Цивилизационная типология культур
10.4. Линейная типология культур К. Ясперса
10.5. Современные подходы к типологии культур
Глава 11. Будущее культуры
11.1. Западная футурология о будущем культуры
11.2. Взгляд на современную культуру
из начала XXI â.
11.3. Культура и национализм
11.4. Постмодернизм и будущее культуры
Глоссарий
309
311
320
321
322
323
325
327
332
332
335
341
344
352
365
Стр.366