Познание культуры должно сопровождаться культуросозидающим действием — творческим актом, гуманным поступком, сохранением культурной традиции, уважением к иным культурам, пресечением вандализма, сопротивлением варварству и заботой об умножении культурных ценностей. <...> Вводная глава Культура как предмет культурологии и становление культурологической мысли Многообразие определений Культурология — наука о культуре, но мыслителей всегда занимал вопрос определения самой культуры. <...> По мнению Уайта, изложенному в книге «Концепция культурных систем», культурные системы развиваются в направлении усложнения структуры и концентрации энергии. <...> Предмет культурологии Процесс формирования культурологии продолжается по сей день и идет он на стыке ряда наук, таких как философия культуры, культурная антропология, социология культуры, этнология, семантика, семиотика, культурпсихология, филология, история культуры и некоторые другие науки. <...> Раздел I Идея культуры в истории общественной мысли Глава 1 Человек и культура: формирование классических представлений 1.1. <...> Философы и культурологи, говоря о культуре, связывают ее с «символическими формами», с «архетипами коллективного бессознательного», с «биопсихологической корой», с «семиотическим диапозитивом», с «культурным априори» и другими терминами. <...> Без греческой идеи культуры не существовало бы ни античности как исторической эпохи, ни западноевропейского мира культуры. <...> Центральная роль культа в культуре Средневековья В работах мыслителей Средневековья слово «культура» отсутствует. <...> Здесь в каждый данный исторический момент как бы заново совершаются в символической форме все вечно значимые события священной истории1. <...> 1 Гердер И.Г. Идеи к философии истории человечества // Антология культурологической мысли. <...> Глава 2 Формирование неклассических представлений о культуре в психоаналитической традиции 2.1. <...> Формирование неклассических представлений <...>
Культурология._Учебник._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник._(Серия_Cogito_ergo_sum).pdf
УДК 008(075.8)
ББК 71ÿ73-1
Ê90
Авторы :
Ë.À. Íèêèòè÷, Í.Ä. Амаглобели, À.Ë. Çîëêèí, Â.Þ. Áåëüñêèé,
В.И. Черноскулов, Н.В. Сердюк
Реценз енты:
доктор педагогических наук, академик АПН Н.Ф. Виноградова;
доктор философских наук С.Д. Мезенцев
Главный редактор издательства кандидат юридических наук,
доктор экономических наук Н.Д. Эриашвили
Культурология: учебник для студентов вузов / [Л.А. Никитич
Ê90 и äð.]; под ðåä. À.Ë. Çîëêèíà. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, —
498 ñ. — (Ñåðèÿ «Cogito ergo sum»).
I. Никитич, Людмила Алексеевна. II. Золкин, Андрей Львович.
ISBN 978-5-238-01008-3
Агентство CIP РГБ
В условиях, когда в ценностном отношении встает вопрос о приоритете культуры,
духовных начал над материальными, о перспективе и возможностях перехода
от экономического к постэкономическому обществу, изучение теории и истории
культуры приобретает первостепенную значимость для новых поколений.
В предлагаемой работе, написанной на интереснейшем материале из истории
культуры разных этносов и регионов, значительное внимание уделяется проблемам
преемственности и инновации в культуре, истории культурологических
учений, а также характеристике основных этапов истории мировой художественной
культуры. Понимая, какое большое значение сегодня имеет идея глобализации
мира, авторы значительное место уделили, наряду с проблемой типологии
культуры, проблеме единства и многообразия культур.
ББК 71ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01008-3 © ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2002, 2006
Воспроизведение всей книги или какой-либо ее части любыми
средствами или в какой-либо форме, в том числе в Интернетсети,
запрещается без письменного разрешения издательства.
Оформление книги
Густав Климт «Ñìåðòü и æèçíü» (1911)
Стр.3
Оглавление
От авторов
Вводная глава. Культура как предмет культурологии
и становление культурологической мысли
1.1. Гуманистическая традиция в понимании культуры
1.2. Романтическая традиция в понимании культуры
1.3. Классический синтез гуманистического и романтического понятий
культуры
Глава 2. Формирование неклассических представлений о культуре
в психоаналитической традиции
2.1. Зигмунд Фрейд: бессознательное и культура
2.2. Карл Юнг: открытие архетипов коллективного бессознательного
2.3. Эрих Фромм: синтез классических и неклассических представлений
о культуре
Раздел II. ПОЗНАНИЕ КУЛЬТУРЫ
Глава 3. Проблема культурологических понятий.
Ценности, символические формы, ментальности
3.1. Философия ценностей и символических форм
3.2. Культурология символического поведения
3.3. Историография ментальности
Глава 4. Культурологические методы: герменевтика и структурализм
4.1. Герменевтика
4.2. Структурализм, структурный анализ, постструктурализм
Раздел III. БЫТИЕ КУЛЬТУРЫ
Глава 5. Природа, цивилизация, культура
5.1. Культура и энергия
5.2. Пассионарность и культура
5.3. Цивилизация и культура
Глава 6. Диалог, свобода, культура
6.1. Диалог и культура
6.2. Культура как самоопределение личности
6.3. Регулятивные идеи культуры
Глава 7. Динамические и статические модели культуры
7.1. Игровая модель культуры
7.2. Регистры культуры
7.3. Динамика культуры
Раздел IV. КУЛЬТУРНО-ИСТОРИЧЕСКАЯ ТИПОЛОГИЯ
Глава 8. Культургенез. Архаическая (первобытная) культура
8.1. Понятие «культургенез». Палеолитическая революция
8.2. Магия и миф
8.3. Дописьменная коммуникация и неолитическая наука
3
5
Раздел I. ИДЕЯ КУЛЬТУРЫ В ИСТОРИИ ОБЩЕСТВЕННОЙ МЫСЛИ 11
Глава 1. Человек и культура: формирование классических представлений
12
12
16
18
22
22
26
31
37
38
38
42
46
50
50
55
61
62
62
65
70
76
76
79
82
85
85
88
92
99
100
100
104
108
Стр.503
502
Глава 9. Культура древнейших цивилизаций
9.1. Типологические характеристики
9.2. Культура Древнего Египта
9.3. «Хрестоматийная» и «другая» история Египта и его культуры
9.4. Культура Древней Месопотамии
9.5. Эгейская культура
Глава 10. Культура Осевого времени
10.1. Понятие «Îñåâîå âðåìÿ»
10.2. Культура Древней Индии
10.3. Культура Древнего Китая
10.4. Япония — золотой век аристократической культуры
Хэйан (IÕ—ÕII ââ.)
Глава 11. Античная культура Древней Греции
11.1. Сравнительная характеристика эллинистической и италийской
культур
11.2. Предпосылки совершенства греческой культуры
11.3. Культура Греции архаического периода
11.4. Культура Греции классического периода
11.5. Эллинистическая культура
Глава 12. Античная культура Древнего Рима
12.1. Общая характеристика
12.2. Военное искусство древних римлян
12.3. Художественная культура
12.4. Архитектура и строительство
12.5. Образование в Древнем Риме
12.6. Научные концепции мира античности
Глава 13. Римское право
13.1. Предпосылки возникновения
13.2. Первая кодификация римского права. «Законы XII таблиц»
13.3. Кодификация Юстиниана
13.4. Особенности римского права
Глава 14. Культура раннего Средневековья. Византия и Западная Европа
14.1. Новое мировоззрение
14.2. Культура Византии
14.3. Культура раннего Средневековья в Западной Европе
Глава 15. Культура зрелого Средневековья
15.1. Романское и готическое искусство
15.2. Монашеские ордена и выдающиеся философы
15.3. Рыцарский роман и рыцарская культура
15.4. «Божественная комедия» Данте
Глава 16. Культура Возрождения
16.1. Общая характеристика
16.2. Возрожденческий гуманизм
16.3. Культура Раннего и Высокого Ренессанса
Глава 17. Особенности итальянского Возрождения
17.1. Исторические особенности Италии
17.2. Условия формирования гуманистов
17.3. Идеал гражданской жизни
17.4. Проблема культурной гегемонии
112
112
114
120
133
136
140
140
141
152
162
169
169
171
173
175
181
188
188
190
193
195
202
207
210
210
211
214
215
222
222
226
229
234
234
236
237
240
242
242
247
249
254
254
257
261
264
Стр.504
Оглавление
17.5. Идеи неоплатонизма
17.6. Церковь и реформа
Глава 18. Культура Нового времени
18.1. Реформация и ее влияние на культуру. Мартин Лютер
18.2. Новое время и его ценности
18.3. Век гениев
18.4. Европейская философия XVII века
18.5. Искусство в XVII â.
Глава 19. Культура Просвещения
19.1. Общая характеристика
19.2. От революционного классицизма к рококо
19.3. Воспитание и образование
19.4. Право в эпоху Просвещения
19.5. «Ýíöèêëîïåäèÿ» (1751—1780)
19.6. Музыкальная культура
19.7. Культура и интеллигенция Италии в эпоху Просвещения
Глава 20. Европейская культура XIX века
20.1. Социокультурная ситуация
20.2. Европейская философия и историческая наука
20.6. Реализм и натурализм во французской литературе
20.7. Европейская музыкальная культура
Раздел V. ИСТОРИЯ КУЛЬТУРЫ РОССИИ
Глава 21. Культура Древней Руси
21.1. Славянское язычество
21.2. Религиозная реформа князя Владимира
21.3. Мифология. Эпос и летописание
21.4. Выбор веры и направление исторического развития
21.5. Древнерусская книжность и философская мысль
21.6. Архитектура. Символика храма
Глава 22. Культура Московской Руси
22.1. Социокультурная ситуация
22.2. Святая Русь или теократия
22.3. Доктрина «Москва — третий Рим». Философия самодержавия
22.4. «Исправные издания» и церковный раскол
22.5. Архитектура Московской Руси. Иконопись
22.6. XVII век — формирование русского барокко и системы образования
Глава
23. Культура Российской империи XVIII века
23.1. Реформы Петра I
23.2. Формирование дворянства. Табель о рангах
23.3. Влияние дворянства на развитие образования. Дворянская
бытовая культура
23.4. Светская литература
23.5. Русские мыслители XVIII â.
23.6. Архитектура и живопись
Глава 24. Золотой век Екатерины II
24.1. Общая характеристика периода
503
267
268
272
272
274
278
280
283
294
294
296
297
301
305
307
313
320
320
323
20.3. Художественные стили: неоклассицизм, неоготика, романтизм 327
20.4. Романтизм в итальянской культуре
20.5. Романтизм в немецкой литературе
330
333
335
336
343
344
344
345
347
348
351
356
358
358
360
362
365
368
371
374
374
376
379
381
382
384
386
386
Стр.505
504
24.2. Русское Просвещение и его особенности
24.3. Русская художественная культура
Глава 25. Культура России XIX века
25.1. Панорама русской культуры
25.2. Русская литература
25.3. Мировоззренческие искания XIX â.
25.4. Архитектура и живопись
Глава 26. «Серебряный век» русской культуры
26.1. Эсхатологические настроения и «Серебряный век»
26.2. Русская наука и философия
26.3. Театрализация жизни
26.4. Поэзия «серебряного âåêà». «Ìèð èñêóññòâ»
26.5. Судьбы российской интеллигенции. Споры вокруг «русской идеи»
26.6. Живопись. «Русские сезоны» С. Дягилева. Вклад в мировую
культуру
Глава 27. Советская культура. Формирование тоталитарной культуры
27.1. Классовый характер культуры
27.2. Интеллигенция и революция
27.3. Непролетарские литературные движения и «попутчики»
27.4. Социалистический реализм
27.5. Оппозиция тоталитарной культуре. Поиск гуманистического
идеала
27.6. Россия в поисках социокультурной перспективы
28.1. Философские направления и школы
28.2. Европейская литература
28.3. Фашизм и итальянская культура
28.4. Итальянская культура послевоенного периода
28.5. Европейская музыкальная культура
28.6. Проблемы образования
Глава 29. Современная правовая наука
29.1. Общая характеристика
29.2. Тенденции развития современного права
Глава 30. Эстетические установки культуры современности
и постсовременности
30.1. Модерн
30.2. Постмодернизм
Глава 31. Культура стран Ближнего Востока в XX веке
31.1. Культура Египта
31.2. Культура Турции
31.3. Культура современного Израиля
Глава 32. Культура стран Дальнего Востока
32.1. Культура Японии
32.2. Современная культура Китая
Библиографический список
387
390
392
392
393
398
403
405
405
406
407
410
413
415
418
418
419
421
423
426
430
Раздел VI. КУЛЬТУРА СОВРЕМЕННОСТИ И ПОСТСОВРЕМЕННОСТИ 433
Глава 28. Европейская культура XX века
434
434
443
449
456
461
466
468
468
471
477
477
483
485
485
486
488
491
491
494
499
Стр.506