В условиях рыночной экономики бизнес-план — необходимый инструмент технического, экономического, финансового и управленческого обоснования дела, включая взаимоотношения с банками, инвестиционными, страховыми, сбытовыми и другими организациями, посредниками, потребителями. <...> Назначение бизнес-плана состоит в том, чтобы решить по крайней мере четыре принципиальные задачи: 1) изучить перспективы развития будущего рынка сбыта продукции, чтобы производить только то, что можно продать; 2) оценить затраты, которые будут необходимы для изготовления и сбыта нужной этому рынку продукции, и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет продавать, чтобы определить потенциальную прибыльность задуманного дела; 19 3) обнаружить всевозможные «подводные камни», подстерегающие новое дело в первые годы его реализации, и предложить различные мероприятия по минимизации проектных рисков в случае нежелательного развития событий; 4) определить критерии и показатели, по которым можно будет регулярно определять, идет ли дело на подъем или катится к развалу. <...> Бизнес-план — документ перспективный, и составлять его рекомендуется на три — пять лет вперед. <...> Достаточный, т.е. содержащий все разделы бизнес-плана (компьютерные версии) по предлагаемому варианту и не обязательно включающий подробные расчеты по альтернативным вариантам. <...> Итак, назначение бизнес-плана состоит, как правило, в том, чтобы привлечь внимание инвесторов и убедить их вложить денежные средства в проект. <...> Хорошо оформленный лаконичный бизнес-план — лучшая «визитная карточка» для бизнесмена. <...> Назначение бизнес-плана обычно довольно утилитарно, набор определяющих его формулировок довольно ограничен. <...> Бизнес-план — основа управления предприятием (фирмой) Проработанный бизнес-план представляет собой рабочий инструмент, с помощью которого осуществляются управление предприятием и контроль за его деятельностью. <...> Предпринимательская идея — это <...>
Бизнес-планирование._4-е_изд.,_перераб._и_доп._Учебное_пособие._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник..pdf
УДК 658(075.8)
ББК 65.291.231.1ÿ73-1
Á59
Авторы:
Â.Ç. ×åðíÿê, Í.Ä. Эриашвили, Þ.Ò. Ахвледиани, Å.Í. Áàðèêàåâ,
Í.Â. Àðòåìüåâ, Â.Â. Криворотов, À.Â. Êàëèíà, Î.Â. Мезенцева
Рецензент:
ä-ð ýêîí. íàóê, ïðîô. Þ.À. Цыпкин
Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,
кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,
лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники
Бизнес-планирование: учеб. пособие для студентов вузов,
Б59 обучающихся по направлениям «Экономика» и «Менеджмент» /
[Â.Ç. Черняк и äð.]; под ðåä. Â.Ç. ×åðíÿêà, Ã.Ã. ×àðàåâà. —
4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
—
591 ñ.
I. Черняк, Виктор Захарович.
II. Чараев, Георгий Георгиевич, ред.
ISBN 978-5-238-01812-6
Агентство CIP РГБ
Рассматриваются плановый характер деятельности предприятия,
выбор и реализация бизнес-проекта, профессиональная поддержка
и сопровождение бизнеса, разработка и мониторинг бизнес-плана,
финансовое планирование и управление инвестициями, методология
выявления и анализ рисков. Теоретический материал подкрепляется
практическими задачами по разделам бизнес-плана (с ответами и методикой
решения).
Для студентов и преподавателей вузов, руководителей предприятий
и организаций, предпринимателей, слушателей бизнес-школ.
ББК 65.291.231.1ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01812-6
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 2002, 2007, 2010
Принадлежит исключительное право на использование и распространение
издания (ÔÇ ¹ 94-ÔÇ от 21 июля 2005 ã.).
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в какой-либо
форме, в том числе в интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2010
Стр.3
Оглавление
Введение
Глава 1. Основы бизнес-плана
1.1. Введение в стратегическое планирование. Основные
теоретические подходы
1.2. Определение бизнеса и бизнес-плана
1.3. Цели и задачи бизнес-плана
1.4. Отражение в бизнес-плане внутренней и внешней среды
1.8. Структура и основные разделы бизнес-плана
Глава 2. Разработка бизнес-плана
2.1. Порядок разработки бизнес-плана
2.2. Определение сметы и стоимости
2.3. Типичные ошибки в бизнес-планировании
2.4. Программные средства для разработки бизнес-плана
Глава 3. Анализ рынка
3.1. Общие понятия, классификация и сегментация рынков
3.2. Рынок сбыта
3.3. Рынок товаров и услуг
3.4. Виды цен
3.5. Экономический анализ рынка
Глава 4. Финансовая политика предприятия
4.1. Сущность, функции и определение финансов
4.2. Финансовая система государства
и хозяйствующий субъект
4.3. Финансовые инструменты
4.4. Финансовые рынки
4.5. Финансы и налоговая система
4.6. Финансы и кредит
4.7. Финансовый анализ
Глава 5. Анализ и планирование финансовой
деятельности предприятия
5.1. Анализ финансового состояния предприятия
5.2. Финансовое планирование
5.3. Основы бухгалтерского учета и отчетности
5.4. Финансовые сведения
590
3
7
7
12
20
26
1.5. Бизнес-план — основа управления предприятием (фирмой) 31
1.6. Особенности различных типов и видов бизнес-проектов
1.7. Классификация бизнес-проектов
32
35
40
52
52
55
63
69
74
74
88
99
110
113
120
120
135
141
154
176
182
195
200
200
216
220
224
Стр.591
Глава 6. Маркетинговая программа бизнес-плана
6.1. Основы маркетинга
6.2. Маркетинговые исследования
Глава 7. Предприятие в рыночных условиях
7.1. Индивидуальные и акционерные предприятия
7.2. Местонахождение предприятия
7.3. Оценка воздействия на окружающую среду
7.4. Партнерские связи предпринимательства
7.5. Конкуренция
7.6. Стратегическое планирование на предприятии
7.7. Анализ хозяйственной деятельности предприятия
Глава 8. Оценка инвестиционного проекта
8.1. Общие понятия
8.2. Общие требования к показателям эффективности
инвестиционных проектов
8.3. Коммерческая эффективность
8.4. Бюджетная эффективность
(при использовании бюджетных инвестиций)
8.5. Экономическая эффективность
8.6. Источники инвестиций
8.7. Разработка инвестиционной стратегии
8.8. Финансовый анализ
Глава 9. Риски и страхование
9.1. Общие понятия и классификация рисков
9.2. Методология выявления и анализа рисков
9.3. Финансовый механизм управления риском
9.4. Страхование
Глава 10. Управление стоимостью в реструктуризации
бизнеса
232
232
247
6.3. Предпринимательские риски в маркетинговых программах 264
6.4. Реклама
285
294
294
314
317
319
329
340
354
360
360
368
374
381
383
392
401
408
427
427
433
447
459
471
10.1. Реструктуризация как способ повышения стоимости бизнеса 471
10.2. Оценка стоимости бизнеса на основе затратного
(имущественного) подхода
475
10.3. Оценка стоимости бизнеса на основе сравнительного подхода 499
10.4. Оценка стоимости бизнеса на основе доходного подхода 522
10.5. Бизнес-планирование в условиях криминализации
кредитно-финансового сектора экономики
Вопросы для самопроверки
Приложение. Задачи по разделам бизнес-плана
Библиографический список
536
543
546
585
Стр.592