Н.Д. Эриашвили КНИГОИЗДАНИЕ МЕНЕДЖМЕНТ МАРКЕТИНГ Четвертое издание, переработанное и дополненное Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений Рекомендовано Учебно-методическим центром «Профессиональный учебник» в качестве учебного пособия для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальностям «Издательское дело и редактирование» (030901), «Книгораспространение» (030903) и «Менеджмент» (080500) Москва УДК 655:[005+338.1](470+571)(075.8) ББК 65.497.6(2Рос)-21я73-1+65.497.6(2Рос)-32я73-1 Э77 Авторы: Н.Д. Эриашвили, В.К. Старостенко Эриашвили, Нодари Дарчоевич. <...> На основе личного многолетнего опыта книгоиздательской деятельности автор рассматривает актуальные проблемы, условия и факторы успешного книгоиздания, такие, как разработка бизнес-плана издания книги, оценка эффективности производства книг и учебников на основе их жизненного цикла, маркетинговые исследования книжного рынка, продвижение книжной продукции, правовое регулирование закупки и реализации книжной продукции, информационно-рекламное обеспечение книгоиздательского бизнеса. <...> С одной стороны, с переходом к рынку были сняты ограничения на издание и распространение некоторых видов и жанров литературы, решен вопрос об авторских правах, реформирована вся издательская структура — разрушена монополия государства на издание и продажу книжно-печатной продукции в условиях жесткого дефицита, созданы и успешно функционируют акционерные частные издательства и книготорговые предприятия. <...> Анализ статистических данных относительно издательской системы России свидетельствует о том, что в стране в 1994—1996 гг. в результате действия перечисленных выше и других социально-экономических факторов продолжалось падение объема книгопроизводства, причем критическая точка пришлась на 1995 г. Кроме того, произошла смена издательских приоритетов. <...> Спад книгоиздательской <...>
Книгоиздание._Менеджмент._Маркетинг._4-е_изд.,_перераб._и_доп._Учеб._пособие._Гриф_МО_РФ._Гриф_УМЦ_Профессиональный_учебник.pdf
УДК 655:[005+338.1](470+571)(075.8)
ББК 65.497.6(2Ðîñ)-21ÿ73-1+65.497.6(2Ðîñ)-32ÿ73-1
Ý77
Авторы:
Н.Д. Эриашвили, В.К. Старостенко
Эриашвили, Нодари Дарчоевич.
Ý77
Книгоиздание. Менеджмент. Маркетинг: учеб. пособие
для студентов вузов, обучающихся по специальностям
«Издательское дело и редактирование», «Книгораспространение»,
«Менеджмент» / Н.Д. Эриашвили, В.К. Старостенко.
— 4-å èçä., ïåðåðàá. и äîï. — Ì.: ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ,
— 303 ñ.
ISBN 978-5-238-01485-2
Агентство CIP РГБ
Успешное развитие книгоиздательского предприятия предполагает эффективный
менеджмент и маркетинг, позволяющие выпускать высококачественную
продукцию, пользующуюся спросом у читательской аудитории.
На основе личного многолетнего опыта книгоиздательской деятельности
автор рассматривает актуальные проблемы, условия и факторы успешного
книгоиздания, такие, как разработка бизнес-плана издания книги, оценка
эффективности производства книг и учебников на основе их жизненного
цикла, маркетинговые исследования книжного рынка, продвижение книжной
продукции, правовое регулирование закупки и реализации книжной
продукции, информационно-рекламное обеспечение книгоиздательского
бизнеса.
Для студентов вузов, работников книжных издательств, а также сферы
книгораспространения.
ББК 65.497.6(2Ðîñ)-21ÿ73-1+65.497.6(2Ðîñ)-32ÿ73-1
ISBN 978-5-238-01485-2
© ИЗДАТЕЛЬСТВО ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ, 1998, 2001, 2005, 2009
Принадлежит исключительное право на использование и распространение издания.
Воспроизведение всей книги или любой ее части любыми средствами или в
какой-либо форме, в том числе в Интернет-сети, запрещается без письменного
разрешения издательства.
© Оформление «ÞÍÈÒÈ-ÄÀÍÀ», 2009
Стр.3
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Книгоиздание и книжный рынок России
1.1. Из истории книгоиздания в России
1.2. Книжный рынок России: общая характеристика
1.3. Тенденции развития книжного рынка
Глава 2. Издательский процесс: особенности
менеджмента 31
2.1. Основные понятия в системе издательского
менеджмента 31
2.2. Функциональное содержание издательского
менеджмента 38
2.3. Организационные процессы в системе издательского
менеджмента 45
2.4. Редакционный аспект как основа эффективного
менеджмента 50
2.5. Бизнес-план издания книги
2.6. Оценка эффективности производства книг и учебников
по их жизненным циклам
2.7. Оценка рисков книгоиздания
2.7.1. Социально-экономическая природа возникновения
издательских рисков и их классификация
2.7.2. Методические основы анализа оценки риска
2.7.3. Причинно-следственный анализ риска и направления
его снижения в издательской сфере
Глава 3. Издательский маркетинг. Правовое
регулирование книжной торговли
3.1. Система маркетинга
64
87
98
98
113
126
138
138
3.2. Конъюнктура книжного рынка: спрос, предложение,
конкуренция 147
3.3. Маркетинговые исследования книжного рынка
3.3.1. Объекты маркетинговых исследований
3.3.2. Методы и этапы маркетинговых исследований
3.4. Ценовая политика издательства
3.4.1. Особенности механизма ценообразования
в книгоиздательском бизнесе России
3.4.2. Цена и модели рынка
157
157
167
181
182
188
301
6
6
13
21
Стр.302
3.4.3. Ôàêòîðû, влияющие на уровень öåí. Виды
и процесс ценообразования
3.4.4. Методы ценообразования и особенности расчета
цен на книжную продукцию
3.5. Продвижение книжной продукции.
Информационно-рекламное обеспечение
книгоиздательского бизнеса
3.6. Правовое регулирование закупки и реализации
книжной продукции
3.7. Тенденции развития партнерства в российском
книжном бизнесе
3.8. Зарубежный опыт: состояние книгоиздания
и книготорговли в США
3.8.1. Особенности и тенденции издательской
3.8.2. Издательства и ассоциации в книжном
бизнесе США
Библиографический список
деятельности 263
269
300
199
216
221
238
255
263
302
Стр.303