www.lgz.ru
№ 14 (6504)
8–14 апреля 2015 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Либерализм
и любовь
к Родине
Вопреки расхожему
мнению патриотизм и
либерализм бывают
вполне совместимы. Но
создать собственную
партию приверженцам
обеих ценностей будет
крайне непросто. Так
считает философ, доцент
МГИМО(У) Николай
Бирюков.
СТР. 3
Только у нас
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
АРХАИСТЫ И БЕСНОВАТОРЫ
пором из названия МХАТ им. Чехова
исчезло определение «академиче
ский». Комфортно чувствуют они се
бя и в Большом, всё ещё носящем
имя академического.
Провокация как режиссёрский ме
тод едваедва недотягивает до мейн
стрима, и «Тангейзер» в этом мутном
потоке не выглядит девятым валом
цинизма и непристойности. Потче
вали зрителя и маленькими детьми в
свежеструганных гробах, и животре
пещущей всеми срамными местами
обнажёнкой, и садистически реали
стичными сценами насилия, и со
вокуплениями, и перверсиями вся
ческими. А чуть погодя скандальная
постановка без лишнего шума сдава
лась в утиль, и наступало относитель
ное затишье. До следующего сканда
ла. Почему же «казус «Тангейзера»
превратился в casus belli?
Ассоль российской поэзии
Новелла Матвеева в
последние годы отдаёт
новые стихи только в «ЛГ».
СТР. 6
Наша земля
на Балтике
Форум Всемирного
русского народного
собора прошёл в
Калининградской
области – крае, где как
нигде, настоятельно
требуется патриотическое
осмысление истории.
Что увидел и чему
удивился специальный
корреспондент «ЛГ».
СТР. 9
Страна
без героев
Сериал «Фарца»
на Первом канале,
отметившем 1 апреля
своё двадцатилетие,
раздосадовал не на шутку.
Фарцовщики, спекулянты
и стиляги – настоящие
герои страны?
СТР. 10
Сеющий лён –
пожнёт золото
Возродив традиционную
для нашей страны
индустрию льна,
Россия может получать
колоссальные выгоды.
Но это возможно
лишь в том случае,
если восстановление
отрасли сделать
общенациональной
сверхзадачей.
СТР. 11
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 39 005 человек. Заходите!
Юрий ПОЛЯКОВ
С
тановлюсь «историческим» человеком.
Не успели утихнуть страсти по «детек
тору патриотизма», о необходимости
которого я образно обмолвился в эфире, как
грянула история с худсоветами. И на меня
вновь ощерился отечественный Либерафан
– извечный враг Левиафана. Либерафан,
кстати, вовсе не золотая рыбка, исполняю
щая общечеловеческие желания, а тоже чу
дище «обло, стозевно»: за нашу и вашу сво
боду в клочья порвёт.
Дело было так. Общественная палата за
теяла круглый стол «Театр и общество», на
веянный, конечно, скандалом с «Тангей
зером». Выступая там, я, помимо прочего,
вспомнив о пользе советских худсоветов,
предложил создать при Министерстве куль
туры «конфликтный худсовет» – КХС. Что
то вроде МЧС, но только в сфере искусства.
У вас беда? Тогда мы летим к вам. Или идём,
если беда, скажем, в Московском драмати
Вопль «Спасай Россию от попов!»
– всего лишь эффектный слоган, уме
ло используемый теми, кому позарез
нужен развращённый, лишённый мо
ральных ориентиров зритель (слуша
тель, читатель etc.). Похоже, постмо
дерн вышел на тропу войны, чтобы
остановить собственную агонию. Он
прекрасно понимает, что как самосто
ятельное явление не существует, но
паразитирует на достижениях миро
вой культуры, по крупицам созданной
человечеством за минувшие двад
цать с лишним веков. Однако поль
зоваться этим богатством так, чтобы
не слышать летящие в спину упрёки в
плагиате, можно только при условии
смены ракурса с дискурсом. Содрать
одежды, испражниться, выматерить
ся, опошлить красоту, переписать
классику – этот процесс созидания
бесконечен, а вот разрушить можно
только до основания. А затем? А за
тем открывается пустота, которую на
до чемто прикрыть. И она прикрыва
ется замысловатыми конструкциями
из перекроенных обрезков шедевров
былых эпох и вывернутых наизнанку
принципов, до сей поры позволявших
человеку не оскотиниться.
Посеявший ветер пожал бурю.
Вряд ли широко известный в узких
кругах режиссёр Тимофей Кулябин,
главно режиссирующий новосибир
ским театром «Красный факел», в
котором директорствует его отец
А.П. Кулябин, предполагал, какой
общероссийский фурор произведёт
его генномодифицированный «Тан
гейзер» в печально отныне извест
ной Новосибирской же опере. «Золо
тая маска» – это, пожалуй, максимум,
что могли посулить ему самые слад
кие грёзы. Не видать её теперь гну
Кулябину, как своих ушей, – Влади
мир Кехман, назначенный директо
ром Новосибирского государствен
ного академического театра оперы
и балета вместо проштрафившегося
Бориса Мездрича, изъял постановку
из репертуара. Но младореформа
тор Вагнера не внакладе: венец «му
ченика», непризнанного гения, борца
за новые формы, гонимого жестоким
СТРАННОВЕДЕНИЕ
Левиафан и Либерафан
ческом театре им. Станиславского, измучен
ном электричеством. Всероссийской свары
в Новосибирске можно было избежать, если
бы вовремя вмешалась группа товарищей,
«неглупых и чутких», представляющих раз
ные «тренды» отечественной культуры, но
озабоченных её процветанием. Однако по
мощь пришла поздно, да ещё в виде право
славных протестантов, и Москва стала при
растать Сибирью. Вот уже и свиная голова
опасно улыбается на пороге МХТ им. Чехо
ва, предостерегая Олега Табакова, что из до
ставшейся ему половины Художественного
театра не следует устраивать кунсткамеру с
заспиртованными богомолами и засушен
ными бесноваторами.
И вот, едва я заговорил о худсоветах,
поднялся шум. Реакция была такая, слов
но я предложил прилепить на грудь нашему
двуглавому орлу серп и молот. Не меньше!
Гнев изрыгали и театральные брехтазавры,
хранящие на заслуженной чешуе рваные ра
ны от проклятого совка. Сердилась и СМИ
шная молодь, для которой перестройка –
седая древность. Почему такая реакция? На
какой плавник коллективного Либерафана я
ненароком наступил? Давайте разбираться.
И начнём с «Тангейзера». Всем хочется при
думать чтото новое. Кулибин, например,
изобретал. Кулябин изгаляется. Сам при
знался в интервью: взыскуя славы и просчи
тывая будущий эпатаж, он колебался между
холокостом и христианством. Выбрав вто
рое, режиссёр не ошибся: в противном слу
чае, не доводя дело до премьеры, его просто
тихо смахнули бы в творческое небытие, как
таракана, забежавшего на праздничный стол.
Режиссёра лишить профессии гораздо легче,
чем, например, писателя или живописца. Он
без театра – как генерал без рядовых. Поста
новщику для самовыражения нужно слиш
ком много, прежде всего – деньги. А деньги
в России даёт государство и режиссёрам, и
олигархам, и нанотеологам… Грудной у нас
капитализм: без державной титьки – никуда!
Иные спрашивают: а в чём, собственно, пре
ступление молодого постановщика, за которое
наказали директора театра? В богоборчестве?
Но сложные, противоречивые отношения ис
кусства и религии теряются в веках. Кстати,
Вагнер, будучи христианином, уносился гени
ем в пучины германского племенного языче
ства, предвосхищая невольно наступательную
мистику Третьего рейха, за что музыку автора
«Лоэнгрина» в некоторых странах даже не ис
полняют, а 200летие композитора отметили,
в том числе и в России, словно извиняясь. На
ша газета – редкое исключение. Но если мы
однозначно станем на сторону клира, то куда
денем лицейский «афеизм» Пушкина, антипо
повские выходки молодого Есенина, лефов
ское безбожие Маяковского?
Окончание на стр. 12
П
режимом, куда слаще бренных зла
томасочных лавров. Особенно если в
комплекте к нему прилагается карт
бланш на постановки в столице.
Спектакли разной, нередко за
шкаливающей, степени эпатажно
сти в последние годы появляются на
отечественной сцене с завидной ре
гулярностью. Причём не только на
априори экспериментальных пло
щадках вроде «Гогольцентра», Те
атра Наций и «Практики». Под их на
Вивисекцию классики адепты
постмодерна оправдывают тем, что
искусство, как и человечество, стоит
на пороге конца времён и нет смыс
ла создавать чтото новое в преддве
рии всепоглощающего хаоса. А пока
он не наступил, есть время вкусить
безграничной свободы, надо только
смести со своего пути жалких ретро
градов, закосневших в насквозь про
питанных духом тоталитаризма тра
диционных нравственных ценностях.
Ведь эта свобода – для тех, для кого
надо. Остальным – добро пожаловать
в «тангейзер»!
Продолжение темы на стр. 12
КНИГА НЕДЕЛИ
Юрий Гагарин.
Знаете, каким
он парнем был!
Сборник произ
ведений о Юрии
Гагарине / Со
ставитель В. Фо
мичёв. – М.:
Русскiй Мiръ,
2014. – 520 с.: ил.
– 4000 экз.
В апреле1961го его фамилию узнал весь
мир. «Гагарин унёс в космос не сжатый в не
нависть кулак, а свою восхитительную боже
ственную улыбку. Эта прекрасная, как се
ребряный месяц, улыбка осветила Россию,
которая устремила свой взор в космическую
даль», – отмечает в предисловии адресован
ного в первую очередь подрастающему по
колению сборника Александр Проханов. И
хотя книга вышла к 80летию со дня рожде
ния первого космонавта планеты, которое
отмечалось в прошлом году, своей актуаль
ности не потеряла. Три части – «Судьба»,
«Полёт» и «Слава» – расскажут любителям
«Лего» и обладателям новомодных гаджетов
о – увы! – недолгой жизни Юрия Алексее
вича, которая тем не менее вместила в себя
и Великую Отечественную, и учёбу в ремес
ленном училище, в которое поступить бы
ло не так просто – экзамены были сданы на
одни пятёрки... Как известно, сначала Юрий
Алексеевич стал лётчиком и только затем
попал в отряд космонавтов. Приведены от
рывки из книги самого Гагарина, воспоми
нания его родственников и близких, друзей
по Звёздному городку. 108 минут полёта и
всемирная слава, пережить которую Гагари
ну было нелегко. Короли, шейхи, кинодивы
выстраивались в очередь за автографом. А он
находил время для того, чтобы участвовать
в открытии бассейна – в костюме Нептуна.
И никто об этом не знал. Но резиновая лод
ка перевернулась, вода смыла краску. И, как
написал в сочинении шестиклассник, все
смеялись, а Гагарин больше всех... Остались
прекрасные стихи – Чуев, Твардовский, До
бронравов... Есть, конечно, и песни – как
обойтись без пахмутовского цикла «Созвез
дие Гагарина»? Очень хочется, чтобы потен
циальные читатели этой книги – превосход
но оформленной и изданной – узнали слова,
сказанные сыном Анне Тимофеевне Гагари
ной: «Спасибо тебе, мама, что ты приучила
нас с детства трудиться! Приучила каждое
дело делать на «отлично». Это в жизни глав
ное». Книга вышла в серии «Слава России»
и выпущена в рамках издательской програм
мы Москвы при финансовой поддержке Де
партамента средств массовой информации и
рекламы города Москвы.
70
СВЕТ
ВЕЛИКОЙ
ПОБЕДЫ
Новые города
воинской славы
Бой в Гатчине. 1944 год
резидент РФ Владимир Путин подписал
указ о присвоении звания города воинской
славы городам Старая Русса, Петрозаводск,
Грозный, Гатчина и Феодосия. Об этом глава го
сударства сообщил на открытии очередной «Вахты
Памяти» в Старой Руссе.
В соответствии с Федеральным законом, подпи
санным Президентом РФ 9 мая 2006 года, звание
«Город воинской славы» присваивается городам,
«на территории которых или в непосредственной
близости от которых в ходе ожесточённых сраже
ний защитники Отечества проявили мужество, стой
кость и массовый героизм, в том числе 12 городам,
которым было присвоено звание «ГородГерой».
После нового указа уже более 40 городов РФ
носят звание «Город воинской славы».
Феодосия. Вечный огонь
АМ
РИА «Новости»
Стр.1