www.lgz.ru
№ 31 (6474)
6–12 августа 2014 г.
Выходит по средам
В НОМЕРЕ
Волшебный
пинок
Большая часть достижений
– как в маленькой
человеческой жизни,
так и в жизни народов
– вынужденные. Люди
очень редко работают
при отсутствии железной
необходимости.
СТР. 2
Глыбы, люди,
эпоха
40 лет назад вышел
знаменитый сборник
публицистики «Из-под
глыб». История советского
диссидентства, как
и история русского
движения, пока что не
написаны, но не секрет,
что они развивались в
сложном взаимодействии
и взаимопроникновении,
одним из памятников чему
является сборник «Из-под
глыб».
СТР. 3
Лёгкое перо,
невесёлая судьба
Михаилу Зощенко
исполняется 120 лет.
Это, несомненно, один из
самых парадоксальных
писателей XX века. О себе
он говорил так: «Я есть в
некотором роде машина
для литературных работ
и весьма не сильный
человек для жизни».
СТР. 5
Дипломат,
телеведущий,
политик
мена по литературе, будет обязательным.
Казалось бы, повод ликовать. Литература,
важнейший гуманитарный предмет
школьного цикла, вновь восстанавливается
в своих законных правах! Однако ликовать
рано: введение сочинения в 11-м
классе в качестве итогового экзамена вызывает
гораздо больше вопросов и сомнений,
чем поводов радоваться.
29 июля в Минобрнауки прошло второе
заседание Совета по вопросам проведения
итогового сочинения в выпускных
классах. Из скудной информации
на официальном сайте ведомства ясно,
что одобрены «открытые направления
тем итогового сочинения», которые «будут
размещены на официальных сайтах
Минобрнауки России, Рособрнадзора,
портале ЕГЭ, а также опубликованы в
средствах массовой информации к 1 сентября
2014 года».
Но ясно также, что вырабатываемая
Статус русской литературы как школьного
предмета катастрофически падает
уже второе десятилетие. Неумолимо сокращаются
учебные часы, выпускной экзамен
по литературе становится необязательным
и проводится в форме ЕГЭ, и
число тех школьников, которые его выбирают,
тоже сокращается…
С самого начала введения ЕГЭ «ЛГ» ведёт
борьбу с этим инструментом уничтожения
национального школьного образования.
Мы писали о его неэффективности,
СОБЫТИЕ
Героям войны веков
В преддверии юбилейной
даты наш корреспондент
побеседовал с
ведущим программы
«Постскриптум»,
председателем Комитета
Государственной Думы по
международным делам
Алексеем Пушковым.
СТР. 10
Вниманию наших читателей!
Следующий номер «ЛГ» поступит
к вам в среду, 27 августа, – после
технологического перерыва, который
традиционно у нас случается в
последнем месяце лета.
До встречи!
На прошлой неделе наш сайт www.lgz.ru
посетили 29 545 человек. Заходите!
Н
а Поклонной горе в Москве в первый
день августа торжественно открыт памятник
героям Первой мировой войны.
Это, безусловно, главное событие в памятных
мероприятиях в честь этой даты. Монумент
(автор – народный художник России,
скульптор Андрей Ковальчук) создавался на
деньги, собранные, что называется, всем
миром. Это пожертвования российских и
зарубежных граждан, общественных организаций
и учреждений, средства в поддержку
проекта направили московские филармония
и консерватория, Большой театр,
другие учреждения культуры.
Тысячи москвичей, членов Российского
военно-исторического общества, несмотря
на жаркую погоду, пришли на открытие памятника,
который удивительным образом
преобразил панораму Поклонной горы,
привнёс логическое завершение воплощённой
в монументах благодарности тем,
кто воевал за Россию и в Первую мировую,
и в Великую Отечественную.
На открытии монумента выступил Президент
России В.В. Путин. В церемонии
участвовали министр обороны С. Шойгу,
министр культуры В. Мединский, Патриарх
Московский и всея Руси Алексий II.
Перед памятником маршем прошла рота
почётного караула, у монумента, отдавая
дань памяти, стояли солдаты в форме времён
Первой мировой войны.
Борис СЕЛЬМЕНЬГИН
невероятной дороговизне, о том, что натаскивание
на ЕГЭ лишает человека умения
составить связный письменный текст.
Нам отвечали, что тесты будут реформироваться
и адаптироваться к требованиям
гуманитарных предметов, не понимая, что
они в принципе не поддаются реформированию
и единственный способ борьбы
с ними – их отмена.
И вот свершилось: как бы в дополнение
к ЕГЭ в школе вновь вводится сочинение!
При этом сочинение, в отличие от госэкзасоветом
и Минобрнауки концепция вовсе
не обязывает школьника при написании
итогового сочинения ориентироваться
на какой-то определённый список
программных текстов русской классики,
знание которых предполагается образовательным
стандартом по литературе и
формирует национальную идентичность.
Напротив, школьная программа по литературе
вовсе может быть не востребована.
Раскрывая, по сути дела, свободную
тему, выпускник должен лишь в своей аргументации
не менее двух раз сослаться
на произведения русской и мировой литературы
– любые произведения! Например,
«Гарри Поттер и философский камень»
Дж. Роулинг, «Коты-воители» Эрин
Хантер… Подобное чтение очень популярно
в подростковой среде, но никак не
социализирует личность в пространстве
национальной истории, что традиционно
делала русская классика. Происходит
какое-то упрощение задачи, вымывание
традиционного смысла сочинения по литературе.
Получается,
что изучение литературы
как сферы национального сознания, обеспечивающей
преемственность связи поколений
и передачу национально значимых
ценностей по вертикали времени, для
подготовки к сочинению совсем необязательно!
Не получится ли в результате сочинение
по демагогии?
Продолжение темы на стр. 11
Газета основана в 1830 году
при участии А. С. ПУШКИНА
Издание возобновлено в 1929 году
при поддержке М. ГОРЬКОГО
КНИГА НЕДЕЛИ
Виктория Гусакова.
Русское православно-национальное
искусство
XIX – начала XX
века. – М.: Институт
русской цивилизации,
2014. – 765 с. – Тираж
не указан.
Что мы представляем себе, когда думаем о
России, – какой зрительный образ? Вероятно,
тот, что разглядели и воссоздали художники,
архитекторы, окружившие нас искусством,
которое сообразно русской природе и нашей
истории. Это явление и стало темой нового издания
Института русской цивилизации.
Случай уникальный: фундаментальное исследование
издано с изысканностью подарочного
художественного альбома. Да, такую книгу
не заменишь сетевой версией и в айпады она
не помещается.
В исследовании Виктории Гусаковой впервые
в искусствознании уникальное явление,
условно называемое «русским стилем», рассматривается
одновременно в историко-культурном
и мировоззренческом аспекте, ведь
идеология и эстетика неразделимы. Речь идёт
о сравнительно кратком временном отрезке:
меньше ста лет, но автор постоянно возвращается
к корням русского искусства, и мы получаем
представление о его тысячелетней истории.
В конце XIX века Россия обретала Древнюю
Русь, восстанавливала древнее убранство храмов,
находила утраченные реликвии в земле.
Прошлое вдохновляло художников: это явление
по праву называли своеобразным русским
Возрождением. Россия обретала Русь.
Издатель – историк Олег Платонов – верен
себе: он открывает нам многообразную
Россию. Иконы, живописные полотна, архитектурные
шедевры, праздничный и бытовой
костюм – всё это и есть русский дух, воспетый
Пушкиным. И здесь прослеживается связь
между искусством и политикой. Императорский
дом во многом определял и поддерживал
интерес художников к прошлому России.
Так, к концу XIX века утвердился национальный
стиль в живописи и архитектуре. И за
каждым образцовым произведением – мировоззренческие
глубины. В начале XX века получил
развитие «неорусский стиль», который
предусматривал обращение к древнерусским
памятникам домонгольского периода и эпохи
расцвета Руси, сохранившимся в Новгородской,
Псковской, Владимирской и других губерниях,
а также районах Русского Севера. В
числе его приверженцев следует назвать С.С.
Кричинского, А.П. Аплаксина, В.А. Покровского
– создателя сказочного Фёдоровского
городка, что в Царском Селе. В сфере внимания
исследователя – не только произведения,
но и судьбы их авторов.
Виктория Гусакова убеждена: эти художники
были верны идеалам Святой Руси, а иначе их
усилия остались бы бесплодными. Последние
герои повествования – А.В. Щусев, С.Т. Конёнков,
М.В. Нестеров, П.Д. Корин – перенесли
традиции прошлого в ХХ век, сформировали
наше отношение к образу Руси. Такую книгу
можно и читать, и рассматривать всю жизнь –
из поколения в поколение. Она не устареет.
ЮБИЛЯЦИЯ
Борис, который давно прав
С
егодня 75-й день рождения
давнего и верного друга «ЛГ»,
а также миллионов посетителей
знаменитого книжного магазина
«Библио-Глобус» – президента
одноимённого торгового дома
Б.С. Есенькина.
Он больше похож на учёного, чем
на руководителя одного из лучших
столичных книжных холдингов. Впрочем,
Борис Семёнович не только доктор экономических
наук и кандидат философских наук, он профессор кафедры
книжного бизнеса в Московском университете
печати, который много лет назад окончил. Четверть
века он отдал работе на заводе «Пластик». Но от судьбы
не уйдёшь – именно там его назначили директором
народного книжного магазина. В начале перестройки
Есенькин уже руководил Калининским отделением
«Москниги». А позже связал свою жизнь с магазином,
без которого теперь Москву и представить нельзя, – с
«Библио-Глобусом». Неслучайно, что на одной из Московских
международных книжных выставок-ярмарок
ему был присуждён титул «Человек года в книжном
бизнесе». Потому что Есенькин и его замечательный
коллектив – образец истинного профессионализма, современного
подхода к такому непростому в ХХI веке делу,
как книжная торговля. И давно уже «Библио-Глобус»
считается магазином мирового масштаба.
На элегантном приглашении на юбилей Борис Семёнович
процитировал любимого Сергея Есенина, тем
более что фамилии схожи:
В грозы, в бури,
В житейскую стынь,
При тяжёлых утратах
И когда тебе грустно,
Казаться улыбчивым и простым –
Самое высшее в мире искусство.
Желаем Борису Семёновичу Есенькину оставаться
таким же энергичным и улыбчивым!
«ЛГ»
ИТАР-ТАСС, АМ
Фёдор ЕВГЕНЬЕВ, ИТАР-ТАСС
Стр.1