Министерство сельского хозяйства
Российской Федерации
Федеральное государственное бюджетное
образовательное учреждение
высшего образования
«Самарская государственная
сельскохозяйственная академия»
Кафедра «Эпизоотология, патология
и фармакология»
Патологическая физиология
Рабочая тетрадь
для лабораторно-практических занятий
Студент___________________________
Ф.И.О.
курс ___________ группа ____________
Кинель
РИЦ СГСХА
2015
1
Стр.1
УДК 619
ББК 48.36
П-20
П-20 Патологическая физиология : рабочая тетрадь для лабораторнопрактических
занятий / сост. А. В. Савинков, В. М. Мешков. – Кинель :
РИЦ СГСХА, 2015. – 86 с.
Учебное издание содержит перечень экспериментальных заданий, которые
выполняются на занятиях в специализированной аудитории под руководством
преподавателя, вопросы для самостоятельной проверки знаний, задания
для изучения клинической терминологии. Рабочая тетрадь предназначена для
студентов, обучающихся по специальности 36.05.01 «Ветеринария».
© ФГБОУ ВО Самарская ГСХА, 2015
© Савинков А. В., Мешков В. М., составление, 2015
2
Стр.2
Предисловие
Патологическая физиология, находясь в общем ряду базисных врачебных дисциплин,
раскрывает особенности функционирования организма в условиях патологии,
отвечает на вопросы, что такое здоровье и болезнь, определяет причинноследственные
связи возникновения заболеваний, изучает на глубоком уровне развитие
частных и общих патологических механизмов. Данная дисциплина лежит в основе
и является неотъемлемой составляющей всех клинических направлений гуманной
и ветеринарной медицины. Глубокие знания в области патологии позволяют сформировать
у будущего специалиста творческое врачебное мышление, основанное на
представлении о всеобщих взаимосвязях и избежать шаблонных решений при постановке
диагноза с последующими лечебно-профилактическими назначениями.
Раскрытие любого патологического механизма с наибольшей точностью возможно
только в эксперименте с четко поставленными целями и задачами. Настоящая
методическая разработка содержит перечень экспериментальных заданий, которые
выполняются на занятии в специализированной аудитории под руководством преподавателя.
Полученный результат эксперимента вносится в соответствующие графы,
коллегиально обсуждается, а в последующем заполняется «объяснение полученных
результатов» и делается вывод, позволяющий системно квалифицировать полученный
результат. Таким образом, использование рабочей тетради направлено на создание
эффективных условий для работы студента. В учебном издании также содержатся
вопросы для самостоятельной проверки знаний и задания для изучения клинической
терминологии. Темы, представленные в рабочей тетради, соответствуют тематическому
плану, согласно которому проводятся занятия по патофизиологии в ФГБОУ ВО
Самарской ГСХА.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями Федерального
государственного стандарта третьего поколения и дает возможность сформировать
у студента профессиональные компетенции, являющиеся ключевыми элементами
в формировании специалиста ветеринарного профиля:
- способность и готовность анализировать закономерности функционирования органов
и систем организма, использовать знания морфофизиологических основ, основные
методики клинико-иммунологического исследования и оценки функционального
состояния организма животного для своевременной диагностики заболеваний;
- способность и готовность анализировать и интерпретировать результаты современных
диагностических технологий по возрастно-половым группам животных с
учетом их физиологических особенностей для успешной лечебно-профилактической
деятельности.
3
Стр.3
1 ОБЩЕЕ УЧЕНИЕ О БОЛЕЗНИ
Тема: «Механизмы адаптации организма»
Цель занятия:
1. Ознакомиться с уровнями адаптации.
2. Создать в эксперименте модели защитно-приспособительных механизмов выздоровления.
Эксперимент
1. Изучить действие раствора аммиака на функцию дыхания у кролика.
Оборудование:
кролик, капсула Марея, тройник, резиновая манжетка, кимограф,
чернила, писчик Энгельмана.
Ход работы. Кролику на границе грудной и брюшной стенок (вдоль рёберной дуги)
накладывают резиновую манжетку. Резиновыми трубками её соединяют с капсулой Марея и
тройником. Через тройник заполняем всю систему воздухом и организуем запись дыхательных
движений на барабане кимографа. Получив исходную пневмограмму, осторожно подносим
к носу испытуемого ватку, смоченную водным раствором аммиака (нашатырного спирта).
Начало воздействия отмечаем на барабане кимографа стрелкой. В заключение перерисовываем
пневмограмму и готовимся дать пояснения по поводу причин выявленных изменений.
Результат
эксперимента:
Объяснение полученных результатов:
Вывод:
4
Стр.4
Эксперимент 2. Выяснить причины изменения пульса и частоты дыхания после
физической нагрузки у человека.
У человека в течение одной минуты подсчитываем частоту пульса и дыхания.
После чего предлагаем ему сделать 20-25 энергичных приседаний, и возобновляем
подсчет частоты пульса и дыхания. Полученные результаты анализируем и объясняем механизмы
происходящих изменений.
Результат эксперимента
Частота сердечных
сокращений, ударов в мин
Фоновые исследования
Показания после нагрузки
Частота дыхания,
дыхательных движений в мин
Объяснение полученных результатов:
Вывод:
5
Стр.5
Эксперимент 3. Изучить реакцию на болевые раздражители.
Кролику острой иглой наносим легкие уколы в различные участки тела и отмечаем
характер ответной реакции. Даем интерпретацию полученных результатов.
Результат эксперимента
Области исследования
Спина в области холки
Наружные поверхности
конечностей
Внутренние поверхности
конечностей
Область живота
Объяснение полученных результатов:
Качество ответной реакции
Вывод:
6
Стр.6
Тема: «Роль причинного фактора и условий в развитии патологии»
Цель занятия: показать в эксперименте на животных роль вызывающих, способствующих,
предрасполагающих и препятствующих патологическим процессам факторов.
Эксперимент. Выяснить роль причинного, способствующего и препятствующего
факторов в развитии патологии у мышей.
Оборудование и материалы: мыши, эксикатор, стеклянный колпак, насос Камовского,
тушь красного, зелёного и синего цветов.
Ход работы. В эксикатор с холодной водой помещают взрослую мышь, дожидаются
такого момента, когда она начнет тонуть. Животное извлекают из воды, метят зеленой краской
и помещают под колпак. Туда же определяют интактную мышь (предварительно заметив
красной тушью) и мышонка. На этой стадии проведения работы необходимо сделать прогноз
относительно того, какое из трех животных быстрее отреагирует на предстоящее воздействие
(откачивание воздуха из-под колпака).
Из-под колпака с помощью насоса Камовского откачивают воздух, наблюдая за поведением
всех трех мышей. Как только хотя бы у одного из животных появляются признаки,
угрожающие его жизни, под колпак (поворотом крана) впускают атмосферный воздух.
Результаты эксперимента по каждому животному заносят в протокол, отвечая на следующие
вопросы:
1. Что явилось причиной наблюдаемого состояния у животных?
2. Какой фактор выступил в роли препятствующего, а какой в роли способствующего
(предрасполагающего) развитию патологического процесса?
3. В чем причина особой реакции организма мышонка на проверяемое воздействие?
Результат эксперимента
Интактная мышь Утопливаемая мышь
Время наступления
изменений
Изменения после
откачивания воздуха
Мышонок
7
Стр.7