Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634699)
Контекстум
.
Грани  / № 123 1982

Эмблематика чисел в "Мастере и Маргарите" (190,00 руб.)

0   0
Первый авторКруговой
Страниц26
ID349934
АннотацияРоман М. А. Булгакова "Мастер и Маргарита" относится к числу самых загадочных произведений русской литературы. Статья посвящена роли нумерологии, то есть тому, каким образом использует Булгаков числовые символы в "Мастере и Маргарите".
Круговой, Г. Эмблематика чисел в "Мастере и Маргарите" / Г. Круговой // Грани .— 1982 .— № 123 .— С. 197-222 .— URL: https://rucont.ru/efd/349934 (дата обращения: 25.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

ЛИТЕРАТУРНАЯ КРИТИКА Г. КРУГОВОЙ Эмблематика чисел в «Мастере и Маргарите» Пожалуй, еще в большей степени, чем гоголевский „Нос" , роман „Мастер и Маргарита" отно1 сится к числу самых загадочных произведений русской литературы. <...> Иногда некоторые из этих толкований ставят под сомнение смысловое единство романа и деструктурируют сюжетные коллизии и психологические конфликты его главных героев. <...> Так, существует точка зрения, что поиски аксиологически единой смысловой ткани романа беспредметны, поскольку Булгаков якобы „не утверждает, а скорее умышленно обесценивает ценности" 2 . <...> Эткинд, затрагивая тему Пилата, утверждает, что ни Иуда, предавший Иешуа, ни Пилат, осудивший его на смерть, будучи целиком детерминированы их соответствующими общественными функциями, не могли поступить иначе 3 . <...> , в свою очередь, считает, 197 что в столкновении трех идейных позиций, приведших к казни Иешуа, правы и Иешуа, и Пилат, и Кайфа 4 . <...> А это опять-таки не вяжется с той сюжетно организующей функцией, которую внутренний конфликт Пилата исполняет в смысловом и в формально-композиционном единстве всего романа. <...> релятивизирует само отношение между Добром и Злом, Иешуа и Воландом. <...> Он не только диалектически снимает онтологический дуализм между Добром и Злом в романе, но и, весьма спорно интерпретируя значение эпиграфа из гётевского „Фауста", приходит к выводу, что булгаковский Воланд, в отличие от Мефистофеля, хочет добра, а потому приходит на помощь к честным и цельным, но „обиженным судьбой" мастеру и его подруге 5 . <...> Тем не менее сохраняет свою значимость замечание Сартра о том, что система употребляемых писателем художественных средств определяется его метафизикой, то есть общей суммой его представлений об онтологической природе действительности. <...> Иными словами, чтобы понять роман в органическом единстве формы и содержания, нужно постараться прочитать его глазами самого Булгакова. <...> Решение этой задачи может быть облегчено <...>