УДК 621.365:631.3 Вторичное использование бросовой теплоты двигателя для оптимизации тепловых режимов в агрегатах самоходных машин Д-р техн. наук Г. М. КРОХТА (Новосибирский ГАУ, mshipo@mail.ru), инж-ры А. Б. ИВАННИКОВ, Е. А. ПРОНИН (Новосибирский военный институт внутренних войск МВД РФ) Аннотация. <...> Разработана функциональная схема системы вторичного использования бросовой теплоты двигателя для прогрева и оптимизации тепловых режимов в агрегатах самоходных машин, работающих в широком диапазоне температур окружающего воздуха. <...> Система включает рекуперативный теплообменник утилизационного контура с автоматическим регулированием его теплопроизводительности, контуры теплопотребления и электронные средства управления. <...> Ключевые слова: дизельный двигатель, послепусковой прогрев, системы, агрегаты, потери мощности, оптимальный тепловой режим, отработавшие газы, утилизационный контур, теплопотребляющий контур, рекуперативный теплообменник, датчик температуры, электромагнитный клапан, эксергетический коэффициент полезного использования теплоты. <...> Известно, что мобильные машины, в т. ч. тракторы с.-х. назначения, работают в широком диапазоне наISSN 0235-8573 Тракторы и сельхозмашины, 2015, № 4 грузочных режимов и температур окружающей среды. <...> В представленной статье рассматриваются результаты опытноконструкторской работы, позволяющие основным системам машин самонастраиваться (адаптироваться) на оптимальные тепловые режимы за счет рационального использования бросовой теплоты двигателя. <...> Адаптация осуществляется за счет перераспределения теплоты между системами и агрегатами машины, а также вторичного использования тепловой энергии, рассеиваемой в окружающую среду с отработавшими газами (ОГ) [2]. <...> В период послепускового прогрева холодного двигателя имеют место значительные по величине потери мощности на трение, особенно в цилиндро-поршневой группе (ЦПГ), что сопровождается интенсификацией ее износа. <...> Основная <...>