УДК 621.629.3;669.54.793 Пластическая деформация при восстановлении подшипников скольжения Канд. техн. наук Н. Н. РОМАНЮК, инж. <...> С. Н. РОМАНЮК (Белорусский ГАТУ), канд. техн. наук С. К. ТОЙГАМБАЕВ (РГАУ — МСХА им. <...> Приведен краткий анализ способов восстановления бронзовых подшипников скольжения. <...> Предложены приспособления, которые позволят разработать технологические процессы восстановления подшипников скольжения различными методами. <...> Plastic deformation during the recovery of sleeve bearings N. <...> The article provides a brief analysis of methods for recovery of bronze sleeve bearings. <...> Some devices are proposed that will allow to develop the technological processes of recovery of sleeve bearings by various methods. <...> Несмотря на определенные трудности, которые сложились в сфере ремонта с.-х., транспортных и технологических машин, остаются актуальными вопросы совершенствования существующих технологических процессов восстановления деталей и узлов таких машин, а также разработка новых процессов их ремонта. <...> Хорошо известно, что применение прогрессивных технологий при восстановлении изношенных деталей в 5—8 раз сокращает количество операций по сравнению с их изготовлением и в 10—20 раз снижает расход материалов. <...> Благодаря применению ремонтных технологий себестоимость восстановления многих деталей составляет 60—80 % от себестоимости новых. <...> Большинство деталей с.-х., транспортных и технологических машин выходит из строя из-за потери функциональных свойств в связи с износом сопрягаемых поверхностей. <...> Поэтому при ремонте, как правило, применяются технологии восстановления изношенных поверхностей до номинального размера. <...> Это особенно важно при ремонте деталей, изготовленных из дефицитных мате50 риалов, к которым относятся цветные сплавы, в основном бронзовые. <...> Чаще всего это бронзовые подшипники скольжения в виде втулок. <...> Бронзовые подшипниковые втулки нашли широкое применение в с.-х., транспортных и технологических машинах. <...> Указанные преимущества позволяют использовать бронзовые подшипниковые втулки в двигателях (верхней головке шатуна <...>