УДК 629.3.014.2:621.3 Автоматизация расчета технических характеристик горизонтальных стабилизаторов нагрузки МТА Д-р техн. наук Н. Г. КУЗНЕЦОВ, канд. техн. наук Д. С. ГАПИЧ (Волгоградский ГАУ, gds-08@mail.ru) Аннотация. <...> Рассмотрена математическая модель по определению параметров продольно-угловых колебаний трактора через известные конструкционные параметры трактора и шин ведущих колес, позволяющая определить параметры горизонтальных стабилизаторов нагрузки машинно-тракторного агрегата (МТА) без проведения полевых экспериментов. <...> Согласно [1], жесткость упругого элемента, устанавливаемого в прицепном устройстве трактора и обеспечивающего снижение динамической составляющей крюкового усилия, определяется выражением: cг = Mэквν2, где Mэкв = mсхм/ 1 mсхм δmтр орудия, кг; ν = λ 2π ---2 + --------- — эквивалентная масса с.-х. <...> В этих выражениях mсхм — реальная масса сельхозмашины, кг; mтр — масса трактора, кг; δ — коэффициент учета вращающихся масс трактора; λ — частота гасимых вынужденных колебаний, Гц. <...> Использование выражения (1) при расчете жесткости упругого элемента связано с некоторыми трудностями. <...> Частота гасимых вынужденных колебаний λ — экспериментальная величина, которая определяется по реализации крюкового усилия путем определения статистических характеристик: автокорреляционной функции или спектральной плотности. <...> За господствующую принимается частота, на которой генерируется второй максимум спектральной плотности (диапазон от 2 до 4 Гц). <...> Именно эти частоты наиболее опасны для работы колесного движителя, так как вызывают повышение коэффициента буксования и сопротивление движению. <...> С учетом этого предложена математическая модель по определению параметров продольно-угловых колебаний трактора через известные конструкционные параметры трактора и шин ведущих колес, сокращающая трудоемкость проведения экспериментов. <...> Воспользуемся уравнением связи вертикальной нагрузки на колесо и деформации <...>