Национальный цифровой ресурс Руконт - межотраслевая электронная библиотека (ЭБС) на базе технологии Контекстум (всего произведений: 634620)
Контекстум
.

Портрет века и век портретов: западноевропейская культуpa XVII века (220,00 руб.)

0   0
АвторыФельдт Ирина Николаевич
ИздательствоСеверный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова
Страниц101
ID348147
АннотацияПособие посвящено культурным процессам XVII века в Западной Европе. Этот период начинает Новое время и закладывает ценностные ориентиры, актуальные и сегодня. Общая характеристика XVII века, основные черты ведущих стилей - барокко и классицизма, - все это подчинено главной задаче: показать, как общие тенденции духовной жизни приобретают личностные черты в деятельности и творчестве героев своего времени. Культурные процессы в Западной Европе XVII века рассматриваются через обращение к культурно-историческим портретам талантливых, ярких и просто влиятельных людей той эпохи.
Кому рекомендованоПредназначено студентам-культурологам, изучающим курс истории культуры Нового времени, также может быть интересно всем студентам гуманитарных специальностей.
ISBN978-2-261-00791-3
Портрет века и век портретов: западноевропейская культуpa XVII века / И.Н. Фельдт .— Архангельск : Северный (Арктический) федеральный университет имени М.В. Ломоносова, 2013 .— 101 с. — ISBN 978-2-261-00791-3 .— URL: https://rucont.ru/efd/348147 (дата обращения: 19.04.2024)

Предпросмотр (выдержки из произведения)

Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» ПОРТРЕТ ВЕКА И ВЕК ПОРТРЕТОВ Западноевропейская культура XVII века Учебное пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2013 УДК [008+73.03](4-15)«16»(075) ББК 63.3(4)512-7я73 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским Северного (Арктического) федерального имени М.В. Ломоносова Составитель И.Н. <...> Фельдт Рецензенты: кандидат философских наук М.Н. Мелютина, кандидат исторических наук О. А. Мурашева Портрет века и век портретов: западноевропейская культуП60 pa XVII века: учебное пособие / сост. <...> Общая характеристика XVII века, основные черты ведущих стилей - барокко и классицизма, - все это подчинено главной задаче: показать, как общие тенденции духовной жизни приобретают личностные черты в деятельности и творчестве героев своего времени. <...> Культурные процессы в Западной Европе XVII века рассматриваются через обращение к культурно-историческим портретам талантливых, ярких и просто влиятельных людей той эпохи. <...> Золотой век и его закат Филипп IV и граф Оливарес Диего Веласкес (1599-1660) Глава 4. <...> На пути к абсолютизму Рене Декарт (1596-1650) Эпоха Ришелье Филипп де Шампень (1602-1674) Никола Пуссен (1594-1665) «Король-солнце» Шарль Лебрен (1619-1690) Заключение Вопросы и задания Список использованной литературы 19 Глава 2. <...> 22 Болонская академия 22 25 27 30 35 36 36 40 40 47 51 53 57 60 65 66 72 78 78 82 85 86 90 91 95 96 99 Введение Высшая школа исходит из идеи универсального образования, формирования целостного мировоззрения студента, единства его профессиональных знаний, духовного и нравственного развития, а также соответствия требованиям современного общества. <...> XVII век не имеет единого героя, поэтому культурные процессы в Западной Европе рассматриваются через обращение к культурно-историческим портретам талантливых, ярких и просто влиятельных людей той эпохи <...>
Портрет_века_и_век_портретов_западноевропейская_культуpa_XVII_века.pdf
Министерство образования и науки Российской Федерации Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Северный (Арктический) федеральный университет имени М. В. Ломоносова» ПОРТРЕТ ВЕКА И ВЕК ПОРТРЕТОВ Западноевропейская культура XVII века Учебное пособие Архангельск ИПЦ САФУ 2013
Стр.1
УДК [008+73.03](4-15)«16»(075) ББК 63.3(4)512-7я73 Рекомендовано к изданию редакционно-издательским Северного (Арктического) федерального имени М.В. Ломоносова Составитель И.Н. Фельдт Рецензенты: кандидат философских наук М.Н. Мелютина, кандидат исторических наук О. А. Мурашева Портрет века и век портретов: западноевропейская культуП60 pa XVII века: учебное пособие / сост. И.Н. Фельдт; Сев. (Арктич.) федер. ун-т им. М.В. Ломоносова. - Архангельск: ИПЦ САФУ, 2013.- 100 с. ISBN 978-5-261-00791-3 Пособие посвящено культурным процессам XVII века в Западной Европе. Этот период начинает Новое время и закладывает ценностные ориентиры, актуальные и сегодня. Общая характеристика XVII века, основные черты ведущих стилей - барокко и классицизма, - все это подчинено главной задаче: показать, как общие тенденции духовной жизни приобретают личностные черты в деятельности и творчестве героев своего времени. Культурные процессы в Западной Европе XVII века рассматриваются через обращение к культурно-историческим портретам талантливых, ярких и просто влиятельных людей той эпохи. Предназначено студентам-культурологам, изучающим курс истории культуры Нового времени, также может быть интересно всем студентам гуманитарных специальностей. УДК [008+73.03](4-15)«16»(075) ББК 63.3(4)512-7я73 ISBN 978-5-261-00791-3 © Фельдт И.Н., составление, 2013 О Северный (Арктический) федеральный университет им. М.В. Ломоносова, 2013 советом университета
Стр.2
Содержание Введение Глава 1. Век без названия: западноевропейская культура XVII века Политика. Религия Наука. Человек и мир 4 7 7 13 Художественная культура Нового времени. Барокко и классицизм 14 Портрет Караваджо (1570/1571-1610) Джованни Лоренцо Бернини (1598-1680) Галилео Галилей (1564-1642) Глава 3. Испания. Золотой век и его закат Филипп IV и граф Оливарес Диего Веласкес (1599-1660) Глава 4. Фландрия - родина величайших живописцев Питер Пауль Рубенс (1577-1640) Антонис Ван Дейк (1599-1641) Глава 5. Голландия. Время Халса и Рембрандта Франс Хале (1581/1585-1666) Бенедикт Спиноза (1632-1677) Рембрандт Ван Рейн (1606-1669) Глава 6. Англия. Канун революции Фрэнсис Бэкон (1561-1626) Томас Гоббс (1588-1679) Глава 7. Франция. На пути к абсолютизму Рене Декарт (1596-1650) Эпоха Ришелье Филипп де Шампень (1602-1674) Никола Пуссен (1594-1665) «Король-солнце» Шарль Лебрен (1619-1690) Заключение Вопросы и задания Список использованной литературы 19 Глава 2. Италия - родина академизма, барокко и караваджизма... 22 Болонская академия 22 25 27 30 35 36 36 40 40 47 51 53 57 60 65 66 72 78 78 82 85 86 90 91 95 96 99
Стр.3
Введение Высшая школа исходит из идеи универсального образования, формирования целостного мировоззрения студента, единства его профессиональных знаний, духовного и нравственного развития, а также соответствия требованиям современного общества. Курс истории культуры способствует формированию у студентов навыков ценностного осмысления социальной и культурной реальности, развитию внутренней свободы и широты взгляда на мир культуры. Осмысление социально-исторических и культурных явлений развивает критическое мышление, способность к обобщению и анализу информации, уважительное и бережное отношение к историческому наследию и культурным традициям, способствует толерантному восприятию культурных различий. Данное учебное пособие посвящено культурным процессам XVI I века в Западной Европе. Этот век был выбран не случайно. Традиционно XVII , XVII I и XIX века объединяют одним понятием - Новое время, при этом подчеркивая, что каждый век важен и как самостоятельное культурное явление. XVII век вызывает интерес у исследователей различных наук, так как именно с него начинается отсчет современной европейской истории. Причиной тому - выдающиеся достижения в научной сфере, прежде всего в естественных и точных науках, положивших начало формированию современной картины мира. Именно эта эпоха укореняет веру в разумные начала окружающего мира и человеческой природы. Не религиозная традиция, а разум начинает рассматриваться в качестве непререкаемого авторитета. При этом разум делается орудием для преобразования природы, человеческого общества и самого человека. Такое представление о разуме говорит о появлении в эпоху Нового времени деятельного субъекта, ощущающего свою свободу и самостоятельность. Несомненно, возникновение многих важнейших элементов культуры Нового времени связано с эпохами более ранними, пре
Стр.4
жде всего с Возрождением и Реформацией; но лишь в XVI I веке они соединяются в одно целое и становятся определяющими факторами европейской истории культуры. Век этот оказался столь сложным, пестрым, противоречивым, что не укладывается ни в одно однозначное определение, и это касается не только его искусства, но и философской мысли, и политики, и отношения к религии, и его этического и эстетического сознания. Ни одно культурное явление не стало однозначно определяющим, поэтому XVII век не имеет устоявшегося названия. Возможно, именно такое разнообразие явлений культуры данного времени делает эту эпоху близкой и интересной нашему времени. Многое в нашей нынешней культуре, в наших ценностях, которые мы называем общечеловеческими, остается от нововременного прошлого, рожденного в XVI I веке. В период, которому посвящена данная работа, наблюдался идеологический кризис, шел переход от одного способа мышления к другому. А так как сегодня в нашей стране наблюдается феномен обретения новой идеологии, большое внимание уделяется проблеме национальной идентичности, то большой интерес и актуальность представляет исследование XVII века, который характеризуется переходным состоянием. Изучение становления общего и особенного в национальном менталитете, культуре, истории разных народов позволяет понять его содержание, а значит, имеет ценность не только в научном, но и практическом плане для каждого, кто обращается к истории культуры. Современный мир поставил в центр внимания проблемы личности и индивидуальности. С одной стороны, человек провозглашается самой главной фигурой, в него вкладываются большие средства - и духовные, и материальные, а с другой - от него зависит многое, так как за ним стоит и экономический подъем, и экономические кризисы, и технический прогресс, и регресс во всех областях знания. Вместе с тем, человек поставлен перед выбором из массы возможных моделей и способов творческого созидания своего образа «Я». Антропоцентризм XVII века становится важным и близким сегодняшнему человеку, поэтому из всего многообразия культурного наследия того периода мы обратились к портрету. XVII век не имеет единого героя, поэтому культурные процессы в Западной Европе рассматриваются через обращение к культурно-историческим портретам талантливых, ярких и просто
Стр.5
влиятельных людей той эпохи. Общая характеристика XVII века, основные черты ведущих стилей - барокко и классицизма - все это подчинено главной задаче: показать, как общие тенденции духовной жизни эпохи приобретают личностные черты в деятельности и творчестве «героев своего времени». Взглянуть на мир через призму жизни и достижений выдающихся людей - такова сверхзадача данного издания, тем более, что призма - в определенном смысле - символ XVI I века. Конечно, даже упомянуть обо всех ярких и талантливых людях того времени не представляется возможным, поэтому выражаем надежду, что интерес к эпохе приведет вас к самостоятельному изучению биографических портретов героев XVI I века.
Стр.6