ПОСЛЕЛОВСКИЙ Русский национализм, марксизм-ленинизм и судьбы России Светлой памяти B.C. <...> Мы являемся свидетелями некоего нового диалектического процесса в мире: с одной стороны, современные коммуникации, как и средства уничтожения, нивелируют мир, делают государственные границы искусственными, космополитизируют человечество; с другой стороны, человек, боясь потерять свое лицо, свою индивидуальность в этом процессе, хватается за свою национальность, стараясь ее всячески подчеркивать и спасать от нивелирования. <...> Часто ему кажется, что понятие национальность в данном случае слишком общо и бесформенно, и он обращается к национальным подгруппам: франкоязычной Юра, Эльзасу, Бретани, Уэльсу. <...> Дело в том, что вторая мировая война, когда и большие государства захватывались врагом за несколько недель, а то и дней, подорвали веру этих подгрупп или остатков ранних племен в то, что объединение Часть источников для этой работы собрана автором в библиотечных и архивных фондах Лондонского университета и „Центра по изучению коммунизма и религии" (Кестон, Англия) во время академического научного отпуска (1978-79), осуществленного им благодаря субсидии „Канадского Совета по содействию исследованиям в области общественных и гуманитарных наук". <...> Однако национального вопроса это не снимает, а пресс единообразия и централизованной диктатуры его только усиливает. <...> Ни для кого не тайна, что межнациональные трения в СССР за последние десятилетия обострились и вылились во все растущее количество национальных самиздатов. <...> Не последнее место занимает в этом процессе и русский национализм, как официозный, так и самиздатский. <...> История ведь такая штука, что в ней можно увидеть многое. <...> Амальрик приходит к выводу, что русский народ чужд религии, нравственности, понятиям свободы и одержим только завистью и нигилизмом . <...> 408 Померанц называет русскую душу „садической" на том основании, что в России XVII века имела хождение „Повесть <...>