Альтернативы нет, но и чаемый синтез Запада и Востока на почве социализма не удался. <...> Помнится, надежды на его осуществление связывали с Россией, видели в этом ее историческую миссию. <...> Но и у социализма, если следовать предложенной мною трактовке, как будто бы особой вины нет. <...> Нужно понять, что он — не причина всех нынешних зол, а следствие одного основного зла: гедонистической буржуазной культуры, тесной для духовных порываний человека. <...> «Инерция страха» Совсем недавно и почти одновременно вышли в свет две книги. <...> Одна во Франции — Игоря Шафареви263 ча «Социализм как явление мировой истории», другая в США — Валентина Турчина «Инерция страха». <...> Шафаревича вошла в сборник «Из-под глыб», а одна из глав «Инерции страха» была напечатана в журнале «Посев». <...> Шафаревича, безусловно, шире и глубже самого названия, ибо прослеживание на достаточно широком множестве примеров — как теоретических построений улучшенных моделей мира, так и «исторических экспериментов» — истории социализма от древнейших времен до наших дней дает богатый иллюстративный материал для формулирования собственной концепции социализма. <...> Шафаревичем, и столь же, быть может, различных оценках его концепции, обзор, сделанный им, является на редкость своевременным и необходимым, а на русском языке, пожалуй, и наиболее полным. <...> Шафаревича необычайно ценной, тем более, что написана она хорошим, ясным языком. <...> Книга «Социализм как явление мировой истории» состоит из трех больших частей: ч. <...> «Инерция страха» — тоже о социализме, но ее можно рассматривать как полемическое продолжение работы И. <...> Там, где 264 последний ставит точку, как бы произнеся «отходную» социализму, вынеся ему окончательный приговор, вступает первый, оптимист по натуре и по своему отношению к историческому процессу, в частности, к социализму, который и Турчиным признается фактором мировой истории. <...> предлагает свою концепцию, свою модель мироздания, причем концепцию, как кажется <...>