Приведены результаты исследований в области двигателестроения, направленных на получение улучшенных характеристик многоопорных узлов, их долговечности, коэффициента запаса надежности, точности. <...> Ключевые слова: сочетания, объемные геометрические формы, пары трения, коренные подшипники, поверхности контакта, характеристики параметров зазора, объем масла, сборка коренных подшипников скольжения коленчатых валов, регулярные макрорельефы. <...> Например, жения при сборке коренных опор картеров с верхними и нижними вкладышами предел радиального зазора оценивается минимальным SminF и максимальным SmaxF (при достижении которого необходимо прекращать ISSN 0235-8573 Тракторы и сельхозмашины, 2013, № 3 для пар трения диаметром 110 мм SminF = 0,01 мм, SmaxF = 0,04 мм. <...> Однако для определения зазоров SminF и SmaxF в процессе сборки узла, состоящего из картера, крышек, вкладышей и коленчатого вала, требуется рас19 считать поле допуска зазора в каждой паре трения подшипник—шейка. <...> Поэтому численные значения таких зазоров после сборки часто не контролируются. <...> Изучаются факторы, оказывающие влияние на превышение радиальных зазоров за пределы допустимых и способы устранения брака при сборке путем компенсации погрешностей механической обработки деталей узла их отклонениями [1—4, 6, 7, 13]. <...> Результаты исследований [4] позволяют сделать выводы, что при существующей технологии ремонта, основанной на взаимозаменяемости, невозможно прогнозировать достоверно радиальные зазоры в соосных парах трения и тем более гарантировать минимальные в пределах 0,006—0,01 мм в каждой паре ряда соосных [5, 8—10]. <...> Это связано с тем, что традиционная технология сборки не учитывает действительные размеры диаметров цилиндрических поверхностей деталей узла — поверхностей контакта коренных опор вкладышей с шейкой вала, а основана, как правило, на принципах взаимозаменяемости. <...> Кроме того, действительные отклонения деталей коренных подшипников часто превышают общепринятые <...>