УДК 378.45.3 Гармонизация российских и европейских дипломов о высшем профессиональном агроинженерном образовании1 Канд. техн. наук Е. А. НУЯНЗИН, д-р пед. наук, канд. техн. наук Н. И. НАУМКИН (МГУ им. <...> Приведены основные модели подготовки студентов агроинженерного профиля в ведущих вузах Европы. <...> Рассмотрены возможности взаимного признания дипломов РФ и Евросоюза в рамках Болонского соглашения. <...> Ключевые слова: двухуровневая система, бакалавриат, магистратура, зачетные единицы, инженерное образование, ассоциация работодателей, образовательная программа. <...> Переход российского образования на двухуровневую систему определил круг проблем при разработке и реализации основных программ высшего профессионального образования. <...> Одна из них — получение так называемых "двойных" дипломов (т. е. получение российского диплома у нас и равноценного ему — в Европе) [1, 4]. <...> Сложность реализации таких программ заключается в различии подходов к подготовке агроинженерных кадров в разных странах. <...> Проанализируем подходы к формированию компетенций в различных вузах Европы [3, 4]. <...> Данная проблема обсуждалась на международной научнопрактической конференции "Передовой опыт инженерной подготовки с участием промышленности в университетах Европы", которая проходила с 7 по 11 ноября 2011 г. на базе Чешского технического университета, г. Прага. <...> Анализируя подготовку студентов Каннского инженерного университета (Франция), можно заметить, что система инженерного образования в России (квалификация инженера) равноценна второй ступени высшего образования во Франции с присвоением квалификации магистра (рис. <...> Как видим, во Франции отсутствует одна из ступеней образования — аспирантура. <...> Таким образом, получив диплом инженера или магистра (они равноценны, как указано выше), студенты инженерных направлений могут обучаться в докторантуре и получать степень док1 Осуществлено при финансовой поддержке Министерства образования и науки РФ <...>