МОСКОВИТ установленном нами, обсуждение им ее стремлений не будет ли представляться такой же нелепостью, как если бы упряжка лошадей, отведенная в стойло на отдых, вздумала вдруг спорить о том, каковы были цели хозяина, гонявшего их весь день то туда, то обратно, не считаясь ни с ветром, ни с холодом, ни с дождем, без всякой видимой и доступной лошадиному пониманию пользы. <...> Вот мы погружаемся в глубину 334 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА веков и слышим оттуда дивный голос, вещающий всё о том же: «Видел я все дела, какие делаются под солнцем, и вот, всё — суета и томление духа! <...> Оно вырастает в нас снова с такой же неумолимостью, как физический голод, однако разница, и огромная, состоит в том, что тот мы можем утолять изо дня в день одной и той же пищей, этот же бу335 ГРАНИ № 87-88 А. <...> Ибо слова, которые мы могли бы услышать и понять, неизбежно вернули бы нас в мир явлений, к пелене Майи, они бы в который раз подарили нам в лучшем случае иллюзию знания о вещи в себе, иллюзию, тешиться которой после Канта уже невозможно. <...> Если бы нечто подобное обнаружилось, если бы воля была застигнута за страстным, самозабвенным влечением к тому, что, по понятиям разума, есть совершенная ничтожность, пустяк, мы бы имели полное право отнестись к такому чистому влечению, как к желанному эксперименту, выдающему истинные цели и устремления воли. <...> И здесь, с чувством естественной для изыскателя радостной надежды, мы должны признать, что такое яв337 ГРАНИ № 87-88 А. <...> МОСКОВИТ ление, устремление воли в явную пустоту, не только существует, но известно и пережито почти каждым человеком всех времен и народов. <...> А треск выстрелов над озерами и лесами и одна окровавленная пичужка как результат всей пальбы? <...> Но нынче, в машинный век, когда не только дети и богачи оказываются избавленными от этой борьбы, когда кусок хлеба и кров над головой перестают быть проблемой, а счастья всё 338 ПРАКТИЧЕСКАЯ МЕТАФИЗИКА нет, а дух томится всё так же, если не больше, и среди возможных <...>