Публицистика, Философия „Традиционалисты" ОТ РЕДАКЦИИ Поздней осенью 1972 года в пригороде Парижа встретились для дружеской беседы несколько человек. <...> Собрались они не случайно: им хотелось обсудить определенную тему — факт возникновения национально настроенных групп в современной России и проанализировать те попытки определения нового национального самосознания, которые делаются у нас на родине. <...> Основной упор в беседе делался не на решении проблем, а на их выявлении и определении. <...> Помещая материал таким, каким он вышел, мы — редакция — надеемся, что публикуемый ниже свободный обмен мнениями послужит толчком к широкому обсуждению на страницах нашего журнала не только затронутых в беседе тем, но и тех смежных вопросов, которых данный разговор не успел коснуться. <...> Попробуем проанализировать, как это самосознание исторически выражалось у русского народа. <...> Постараемся установить наиболее объективный критерий для оценки идей тех новых национальных течений, которые недавно возникли в Советском Союзе. <...> Меня лично весьма поразило данное Бердяевым определение различия между Западом и Востоком. <...> Он пишет, что только Запад пережил все четыре исторические эпохи: «варварство», «религиозное преображение», «культуру» и «цивилизацию». <...> Бердяев отличает культуру от цивилизации, утверждая, что слово «культура» происходит от слова «культ», что она религиозный феномен, углубление «религиозного преображения». <...> Запад пережил эпоху «культуры», средневековье, когда было два столпа — рыцарь и монах. <...> Лучшее, что было сказано по этому вопросу до сих пор, — это то, что писал Г. П. Федотов в «Новом Граде». <...> По моему мнению, христианину и либералу Федотову суждено стать со временем идеологическим 301 ГРАНИ № 87-88 вождем тех народно-московских группировок, которые сейчас стремительно формируются в российской политической и культурной жизни. <...> В отличие от Бердяева, он считал, что Московское государство сформировало на византийской <...>