Федорова в свете современности (О «Философии Общего Дела») Памяти Алёши Поремского Лишь спустя столетие после того, как жил и создавал свое учение Николай Федорович Федоров, становится ясным, почему он так долго оставался в тени, почему, за исключением немногих его последователей, которые не иссякают и до нашего времени, им так мало интересовались. <...> Федорова казались расплывчатыми и утопичными потому, что он уже тогда писал так, как пишут некоторые наши современники теперь, воспринимая мир в свете относительности времени и пространства. <...> Краткие биографические данные взяты мною из биографии «Николай Федорович Федоров» А. Остромирова <...> Мать и сын жили в имении князя Гагарина, и мальчик получил прекрасное воспитание и образование, в которое вошло изучение иностранных языков. <...> Указывая кому-либо цитату в иностранной книге, Николай Федорович читал её 'с листа' по-русски, будь то книга французская, немецкая, английская, и при этом читал её так быстро, словно эта книга была написана по-русски». <...> Интерес, видимо, он передал и сыну, так как в своем труде «Философия Общего Дела» Федоров неоднократно пишет и о жизни в США. <...> Лично я, изучая творчество Платонова, открыл в нем для себя философа Федорова*. <...> Виктор Борисович рассказывал о своей дружбе с Циолковским. я узнал, что первым учителем математики Циолковского был Николай Федоров. <...> Изложение учения Н. Ф. Федорова в этой статье, конечно, не в состоянии передать всю глубину и обширность его мыслей, развитых на 1200 страницах его труда «Философия Общего Дела». <...> За разнузданностью (чувства) и распущенностью (воли), выражающихся в восстании сынов против отцов, следует и общий бунт младших против старших, учеников против учителей, граждан против власти: за (нравственным) падением идет и (общественное) распадение. <...> Отметим, что Федоров под природой понимает также и инстинкты, и подсознание человеческой натуры: «.управление слепою силою земли есть и управление своими страстями <...>